Ровно через неделю, первого октября, учителя ряда школ Ульяновска и Ульяновской области, взглянув на свои расчетные листки, могут расстроиться, увидев, что вместо обещанной прибавки их зарплата оказалась меньше, чем в предыдущие месяцы.
Проблему поднял депутат Законодательного собрания области, член комитета по социальной политике и делам молодежи Алексей Куринный. По его словам, в целом ряде школ и гимназий Ульяновска сейчас сокращают штат учителей, снижают до минимума кружковую и факультативную деятельность. В некоторых школах теперь как-то придется решать проблему изучения иностранного языка – привычное с давних времен разделение классов на две части, изучающих разные иностранные языки, теперь отменяется. Подгруппы надо объединить, но как – никто не знает. К примеру, в первой школе, по данным депутата, чтобы подгруппы могли нормально работать, предлагали родителям нанять за свои деньги дополнительного учителя.
– Все началось с того, что в начале мая этого года наша министр образования Тамара Девяткина вышла в Законодательное собрание с докладом, что на субвенциях образования сэкономлено около 100 миллионов рублей, – говорит Куринный. – Депутаты поверили и проголосовали о переброске бюджетных денег на иные цели (на реализацию программ «Школьный автобус» и «Школьное молоко», и др.). Но в реальности экономии никакой не было. И прошла негласная команда по всем школам ужиматься по максимуму.
Директора школ на запросы депутата ответили, что средств на нормальную работу школ теперь не хватит. «Сложилась критическая ситуация с финансированием, – отвечал директор Баратаевской школы. – На третий квартал нам не необходимо 648,8 тысячи рублей, на четвертый не хватает 272,3 тысячи рублей – где их взять?».
Дважды депутат обращался к прокурору области, сообщая, что секвестированием субвенций ущемляются права педагогов – на вознаграждение за труд, и учеников – на материально-техническое обеспечение учебного процесса. И все это – на фоне развития нацпроекта «Образование». Однако ничего не изменилось, утверждает Куринный. Он произвел собственные расчеты – оказалось, что только ульяновским школам не хватает как минимум 15 миллионов рублей.
Но вместо материального исправления ситуации чиновники от образования стали исправлять ее моральными методами – путем бесед с директорами школ, после чего даже те, кто возмущался больше всего, теперь со всем согласны, считает Куринный. Звонки по школам подтвердили: большинство директоров отвечают, что проблемы были, но теперь все нормально.
– Мы вошли в рамки, хотя, с трудом, – говорит директор лицея №11 Татьяна Вострова. – Правда, премии учителям придется выдавать частично, не так, как хотелось бы.
– У нас средств хватает, – сказала директор одной из школ, но потом, получив гарантии анонимности, добавила. – Нам пришлось сократить кружки, убавить количество часов. Это болезненно ударило по школе, хотя мы надеемся, что с января ситуация выправится.
На тех же условиях, но более откровенно прокомментировала ситуацию председатель одного из учительских профкомов.
– Никто проблему на самом деле не решил, – сказала она. – У нас сокращены ставки учителей. Сократили педагогов дополнительного образования. Кружковую работу сократили в 10 раз. Теперь тоже можно заниматься в кружках, но только за счет родителей. У учителей тихое недовольство, но что может сделать профсоюз, если судьбу субвенций решает область? К тому же, в прошлом году председатель профкома одной школы высказалась откровенно о проблемах – потом ее несколько месяцев таскали по департаменту…
Между тем, заместитель директора областного департамента образования Любовь Косошеева уверена, что все сделано правильно.
– Просто когда делался расчет субвенций, произошла ошибка – они были выделены в излишнем объеме, – сказала она. – Поэтому и сделали корректировки. Но районы должны были провести реструктуризацию, оптимизацию учебного процесса. Надо считать, а не выплачивать по максимуму 25 процентов материального поощрения! Проблемы есть, но ситуация на контроле. А кружки на субвенции содержать нельзя – за это пусть доплачивают муниципалитеты, и пусть об этом задумается гордума.
Депутат Куринный продолжает считать, что ошибка была совершена, когда финансирование образования сократили, и единственное решение проблемы – увеличение субвенций.
А пока родители школьников изыскивают деньги на кружки и учителя французского.