Каждый день еду на работу с левого берега р.Волги- Заволжья. Как известно всем владельцам авто, ехать рано утром в сторону Правобережья, мало сказать, проблематично. Включаемый в определенное время утром и вечером реверс единственный способ разгрузить автомобильный поток. Одно время, реверс пытались отменить, во избежание нарушения правил дорожного движения. Однако, более действенных мер по решению транспортной проблемы так и не нашли. Но именно с реверсом случается частое нарушение автомобилистами правил, так как иногда сложно определить пустили реверсивное движение или нет. Но суть далеко не в этом. Во время подготовки к реверсу на узком участке дороги по Димитровградскому шоссе находится много сотрудников ГАИ, для обеспечения порядка на дороге и во избежание аварийных ситуаций. Скажу сразу, что труд сотрудника ГАИ (и в целом сотрудников милиции) я уважаю. Самому пришлось поработать участковым уполномоченным милиции более двух лет и узнать всю сложность и ответственность профессии сотрудника милиции.

В начале сентября, ехал на работу с друзьями в Правобережье, и стоя в «пробке» в левом ряду, в районе нового пешеходного моста на ул. Заречную, увидел сотрудника ГАИ, который жезлом указал мне перестроится в правый ряд (который предназначен, согласно знаку, для движения маршрутных транспортных средств) и остановится. Я остановился, предъявил документы и спросил сотрудника ГАИ, в связи с каким нарушением меня остановили. Скажу сразу, что сотрудник ГАИ даже не представился.

Справка: Согласно пункту 18.2. Наставления по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ, принятого в июне 1999 года, с поправками от 2001, 2004 и 2005 годов (далее – Наставления), написано: «При обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан сотрудники, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции обязаны принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса. В разговоре с гражданами сотрудники ДПС обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость».

На мой вопрос о причине остановки, он в грубой форме сказал, что причину можно найти всегда. На мое возражение, против такой постановки вопроса, он забрал мои права и техпаспорт и ушел в направлении патрульной машины, которая находилась, примерно в 100 метрах от места остановки моего транспортного средства. Продолжать движение без техпаспорта, согласно правилам, я не мог, и мне пришлось пройти около ста метров через открывшийся реверс до патрульной машины.

Справка: Согласно пункту 18.4. Наставления, «сотрудники ДПС при остановке транспортных средств обязаны подойти к ним и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителей.

Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях: а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов; б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения; в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах; г) для проведения досмотра транспортного средства и груза; д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений; е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения».

Согласно пункту 18.5. Наставления, «не следует сообщать о действительной причине остановки транспортного средства в случаях, когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления либо причастности к ДТП. При этом сотрудник ДПС должен найти предлог для разговора с водителем, не раскрывая истинного характера своих намерений».

Согласно пункту 18.7.Наставления, «разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения Российской Федерации и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения. Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития. С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их».

На мой повторный вопрос, уже в патрульной машине, о причине остановки моего транспортного средства, он ответил: «Для составления административного протокола». Потом он долго листал Правила дорожного движения и начал составлять протокол. У меня сложилось впечатление, что изначально, данный сотрудник остановил меня, преследуя далеко не цели пресечения нарушения правил дорожного движения. После составления протокола, он попросил меня написать в нем объяснение. Наконец, я увидел, за нарушение какой статьи Правил дорожного движения на меня составляют протокол. Это п.п9.1, п.п.9.7 , т.е. «осуществил движение по полосе общественного транспорта обозначенного разделительным знаком». У меня это вызвало недоумение. Ведь, именно сотрудник ГАИ жезлом указал мне (я ехал в левом, автомобильном ряду) на место остановки в правом. Теперь, я узнал звание и фамилию сотрудника ГАИ. Это был старший лейтенант милиции ВАЛИТОВ Ф.М. В объяснении я написал: «Правила дорожного движения не нарушал, имеются свидетели». Поставил я подпись о том, что уведомлен о времени и месте рассмотрения административного правонарушения, однако сказал сотруднику ГАИ ВАЛИТОВУ, что на административную комиссия прийти не смогу, т.к. буду в командировке в Самаре.

В день рассмотрения административной комиссией протокола об административном правонарушении я позвонил в подразделение по административной практике и узнал, что председателем административной комиссии является начальник взвода ГАИ, то есть непосредственный начальник сотрудника ГАИ ВАЛИТОВА, который составил на меня административный протокол. Не произвела, видимо, на членов административной комиссии и моя объяснительная запись в протоколе «Правила дорожного движения не нарушал, имеются свидетели». Со мной, между прочим, в момент остановки моего транспортного средства находилось двое человек, один из которых сотрудник прокуратуры одного из районов города.

Господину ВАЛИТОВУ, хочу напомнить п.18.10. Наставления, «при пресечении правонарушений сотрудники ДПС должны исходить из возложенных на них задач по обеспечению безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов».

Я обращаюсь с просьбой к и.о. Начальника ГАИ Ульяновской области, полковнику милиции Валерию Николаевичу Фомичеву. Уважаемый Валерий Николаевич, прошу вас разобраться в сложившейся ситуации. Штраф в 500 рублей, сами понимаете, не так велик, но сам факт такого поведения сотрудника милиции меня, например, очень возмущает. Я считаю, что это произвол. Сообщаю вам номер протокола (73 АО 494416 от 4 сентября 2007 года). Инцидент заснят на камеру сотового телефона.

В свою очередь, в случае не принятия Вами мер, оставляю за собой право обратиться в Прокуратуру Ульяновской области и Ульяновский областной суд.

С уважением,

Илья Паймушкин