Сентябрь на исходе, но в некоторых школах всё ещё не хватает учителей. На сегодняшний день по области 15 вакансий. Конечно, ситуацию не назовёшь катастрофической, но в этих 15 случаях сложно говорить о высоком качестве образования, – не так ли?..

Молодые специалисты по-прежнему идут в школу неохотно – и, как правило, только в том случае, если ничего лучшего не подвернулось. О том, как в регионе решается кадровая проблема, мы беседуем с главным специалистом-экспертом отдела кадрового обеспечения и делопроизводства департамента образования Татьяной Гасановой.

– Татьяна Владимировна, в этом году Ульяновский педуниверситет выпустил 638 специалистов. Ещё 528 вышли из стен педагогических колледжей и училищ. Это же целый полк учителей! А вакансий-то было на конец учебного года всего 256. Казалось бы, хоть на конкурсной основе принимай!..

– К месту работы прибыли всего 133 молодых специалиста. Почти половина из них устроилась в ульяновские школы, 6 человек – в димитровградские, 57 отправились работать в село. Почему до учительского стола не дошли остальные? Причины те же, что и в прошлые годы: маленькая заработная плата и слабая социальная поддержка начинающих педагогов.

Есть и другие факторы. Некоторые замужние по окончании вуза сразу уходят в декретные отпуска, кто-то уезжает в другой город… Выпускники средних учебных заведений стремятся получить высшее образование, идут учиться дальше. В педучилище № 3 в основном юноши, ребята крепкие и подготовленные, по окончании учёбы они призываются на службу в армию.

Беда в том, что нет чёткого правового механизма, обязывающего выпускника прибыть на работу по месту распределения. Есть и другие «тормоза». Так, вопреки ежегодным распоряжениям регионального правительства о сельском целевом наборе оплату за студентов производят не муниципальные образования, а родители, что снимает со студента всякую моральную и материальную ответственность. И многие ребята не возвращаются в свой район.

Также по сельскому целевому набору нет чёткого планирования потребностей в кадрах. В результате в этом году получено 15 официальных отказов от трудоустройства выпускников – из Карсунского, Майнского, Базарносызган-ского, Старокулаткинского, Новомалыклинского, Инзенского и других районов. Руководители образовательных учреждений не выставляют реальные вакансии на период распределения выпускников. К примеру, по Ульяновску в мае говорилось о 33, а в августе дополнительно было выставлено 60 вакансий.

– В каких районах не хватает учителей и по какому предмету?

– Нет учителя химии в 27-й школе, в 7-й нужен преподаватель технологии для мальчиков. Остальные 13 вакансий – это учителя иностранного языка, из них 4 – в Цильнинском районе. В Старотюгальбугской и Воронекустовской школах Новомалыклинского района, в Кротовской Сенгилеевского требуются учителя с нагрузкой 10 часов. Ну и кто пойдёт на такую мизерную зарплату? А вот в Малокандалинской школе Старомайнского района нагрузка хорошая, но желающих всё равно нет.

– Что делается для укрепления уз, связывающих молодых учителей со школой?

– Практически во всех районах, кроме Радищевского, Тереньгульского и города Ульяновска, установлены повышенные разряды оплаты труда или надбавки и доплаты к должностному окладу за счёт местных бюджетов. В 11 районах – даже по 12 разряду. Некоторые муниципальные учреждения значительно увеличили так называемые «подъёмные». Так, в Цильнинском районе – до 12 тысяч, в Инзенском – до 5, в Карсунском – до 3, в Старокулаткинском – до 2. В большинстве районов работники образования включены в программу социального развития села до 2010 года. В её рамках они получают кредиты на строительство или покупку жилья. Димитровград своим молодым специалистам предоставляет общежитие.

Надо сказать, что у нас 50 молодых учительских семей. И практически все они нуждаются в улучшении жилищных условий. На селе с этим проще. У кого-то свой дом. Кто-то с родителями живёт. Городским учителям сложнее. Квартиру снимать на учительскую зарплату накладно, а купить тем более невозможно.

Однако несмотря на досадные издержки нашей профессии, все кто раз перешагнул порог школы, остаются в этих стенах навсегда. Мы делаем всё, чтобы молодые учителя почувствовали себя нужными в коллективе. Трудовые книжки вручаем в торжественной обстановке. Стараемся вовлекать во все мероприятия, устраивать чаепития, которые сплачивают людей, и т.д. В каждом районе есть клубы сильных учителей, которые с удовольствием делятся с начинающими коллегами секретами своего мастерства. Наставники помогают молодым коллегам не только в профессиональном плане. Как правило, между учителями завязывается настоящая дружба.

Мощным стимулом для начинающих являются ставшие традиционными встречи с губернатором в неформальной тёплой обстановке за чашкой чая. В прошлом году такая встреча состоялась в Боулинг-центре, а в этом – в лагере им. Деева. Учителям важно знать, что они нужны. Замечательно, что теперь перед педагогами открылись новые перспективы в связи с реализацией национального проекта «Образование». Они могут творить и их творчество обязательно будет замечено и оценено по достоинству.

Р.S. Пока материал готовился к печати, произошли приятные события. Учительская семья пополнилась ещё пятью молодыми специалистами. Все они будут работать в ульяновских школах. У мальчишек 7-й школы появился учитель технологии. Теперь в Ульяновске всего две вакансии – нужен преподаватель иностранного языка в 48-й школе и химии – в 27-й.