Билет на самолет стоил почти как на автобус
Многие из нас помнят лозунг: «Летайте самолетами «Аэрофлота». И что характерно, почти все жители Советского Союза пользовались услугами именно этой авиакомпании. Еще бы, ведь другой не было.
Летала в Армению за сапогами и какао
– Году в 1980-ом я решила слетать на денек-другой в обувную столицу СССР – Ереван, – рассказала Наталья Кораблева. – Очень хотелось купить себе сапоги и еще что-нибудь из обуви себе и подружкам. Мне кто-то рассказал, что в Ереване местная обувь недорогая и красивая. Ну я и рванула. Билеты были недорогие, что-то в пределах от 50 до 75 рублей в оба конца. Армянские сапоги в Москве можно было купить у спекулянтов рублей за 150-200, а в Ереване – примерно за 25-50 руб.
Отоварилась я удачно. Приобрела и сапоги и туфли. Подружки тоже без подарков не остались. Но самое главное – купила 20 пачек какао, которое почему-то у нас купить было совершенно невозможно. Оно мне очень нужно было! Я не только варила ребенку вкусный напиток, но и мастерила из него домашние конфеты, печенье, торты…
Прогулялась я по Еревану, купила обратный билет (за взятку в виде косметического набора в билетной кассе Аэрофлота), переночевала в гостинице (взятка в гостиничном распределителе – 10 рублей), сдала свои два чемодана с обувью, детским свитерком и какао в багаж. А в Москве получила эти чемоданы, раскрыла… А там все запорошено какао! Вероятно, в аэропорту, на досмотре зачем-то открыли чемоданы и проткнули каждую пачку насквозь в нескольких местах. До сих пор помню, как я заворачивала каждую пачку какао в полиэтилен, а потом пылесосила чемоданы и сапоги.
Кстати, то самое какао мы допивали во время глобального горбачевского дефицита.
Я знаю, зачем нужны коричневые пакеты!
– Помню советский «Аэрофлот» с детских лет, – рассказала Оксана Саратовская. – Мы летели ночью из Читы в Москву. Мама немного боялась, а я напротив – была счастлива! Во все глаза смотрела в иллюминатор, правда темно было, только габаритные огни взлетной полосы. Помню, нас качнуло, как на огромных качелях и мы взлетели! Потом меня предательски начало клонить в сон. Проснулась, когда нам разносили еду на подносах, в пластиковых тарелочках. Даже приборы были такими умильно-маленькими. Долетели хорошо, но кому-то было плохо, и я с любопытством смотрела на этих людей. С тех пор знаю, для чего нужны серо-коричневые пакеты без опознавательных знаков.
В Павловку – на кукурузнике
– Не могу сказать, что часто пользовалась услугами «Аэрофлота», – рассказала Нина Лапина. – Волею судеб все наши родственники жили в Куйбышеве. На автобусе туда пилить шесть часов, на самолете – всего 45 минут. Причем цена авиабилета была ненамного больше. Помню, один раз мы долетели до Ульяновска, но аэропорт нас не принял из-за погодных условий! Нам пришлось вернуться обратно в Куйбышев!
Полеты на микроскопических Як-40 я переносила отвратительно. Меня беспрерывно тошнило и рвало на родину. Укачивало не по-детски. А однажды меня отправили в командировку в Павловку. Во времена Союза до этого отдаленного района Ульяновской области можно было добраться не только на раздолбанном ПАЗике, но и на кукурузнике. Летели мы час с лишним. Причем самолет постоянно трясло и качало, будто он попал в тайфун «Катрина». По трапу меня вывели под руки, чуть живую.
Кстати, за последние годы я трижды летала на больших самолетах как отечественного, так и импортного производства в Турцию и Францию. И никаких проблем не было.
Каждый райцентр имел взлетную полосу
– Мое первое осознанное воспоминание – это полет на «Кукурузнике», – рассказал Равшан Халиуллов. – Хотя мама говорит, что мне тогда было полтора года и я ничего не должен вроде помнить. Но я помню! Мы летели к деду в какой-то поселок.
В годах 70-80-х прошлого века в СССР самолеты Ан-2 применялись очень широко. Свой парк «кукурузников» имелся на каждом аэропорту. А каждый райцентр, в свою очередь, имел, хотя бы одну взлетную полосу, пусть и грунтовую.
Искали свой лайнер сами
– Мне запомнился полет из Минеральных вод в Москву в 1991 году, – рассказала Ольга Мешкова. – Приехали в аэропорт, а нам сообщают, что рейс задерживается на семь часов. Народу надоело ждать и мы вышли на взлетное поле. Прямо с багажом в руках. Начали искать свой самолет. Подходили, поорали – «Эй, в Москву вы летите?». Минут через двадцать нас всех отловили и вернули в здание вокзала. А еще через полчасика мы вылетели.
В самолете мне уступили место
– Впервые в жизни я полетела на Север, – рассказала Ирина Богатырева. – Романтика! Аэропорт Бегишево, рейс на Нижневартовск. Причем летела я вместе с вахтовиками. Аэровокзал был похож на обычную автобусную станцию. Даже, помню, сидений в зале ожидания не было.
Меня поразило помещение с романтичным названием «отстойник». В него запускали после прохождения досмотра. Небольшое такое помещеньице, лавочки только по периметру, народу набивается – куча. Чего-то долго ждали… То ли когда самолет окончательно подготовят, то ли когда последнего вахтовика найдут. В самолете рассаживались там, где хотели.
Первый раз я летела беременной, поэтому мне был особый респект – посадили в начале салона, у окошечка. Да, собственно, на другие места я со своей выпуклостью и не поместилась бы.
Летать с вахтовиками – это отдельная песня! Мужики летят на Север за длинным рублем, на целый месяц. Потом столько же отдыхают дома, и снова летят. Говорят, что такой образ жизни быстро изнашивает организм. Но этим парням все было нипочем. Туда они еще нормальненько так летят: фотографируются, в карты режутся. А вот обратно… Пить начинают еще в автобусе (два часа до Нижневартовска), потом, разумеется в аэропорту (святое!), потом в самолет (за мягкую посадку!)… Стюардессы к этому привыкли, внимания не обращают. Однажды я наблюдала картину, когда один вахтовик просто чудеса эквилибристики показывал, сползая с трапа.
Еще я жутко боялась провозить лак для волос и фен. Они лежали у меня в сумке. Баллончик лака был похож на баллончик с газом, а фен – на пистолет. Я просто-таки покрывалась липким потом на досмотре. Потом купила нормальный огромный фен и нервничать перестала. А когда начала сдавать сумку в багаж, то и вовсе успокоилась!