Власть заговорила о продовольственной безопасности
Почему дорожают продукты
Не успели убрать урожай этого года, а в Ульяновске подскочили цены на хлеб. Народ было возмутился, и власть объявила о том, что пока этот стратегический продукт дорожать не будет, и вообще одна из партий берет цены на хлебобулочные изделия «под свой контроль». Но населению (большинство которого не является богатым) от этого легче не стало. Только в сентябре цены на продукты питания подскочили на уровень от 10 до 30 процентов. Есть мнение, что магазины компенсируют тем самым «удержанные» цены на хлеб.
Почему это произошло? Комментарии слышатся традиционные: дорожают ГСМ, электроэнергия, запчасти для уборочной техники. Плюс инфляция. Да и закупочные цены для СПК и частных хозяйств подзадержались. Себестоимость буханки сегодня выше, чем 10 рублей. Мясо у населения закупают рублей по 40 за килограмм. Молоко – 5-7 рублей за литр, это дешевле минеральной воды. Поэтому от взвинчивания цен выигрывают лишь перекупщики и переработчики сельхозпродукции. Но никак не ульяновские производители и покупатели.
Наши ненаши продукты
Другая проблема продовольственного рынка – засилье завозного продовольствия. А это значит, что из Ульяновской области утекает масса денег, которая могла бы остаться в регионе. Часть импорта идет из-за границы: и ладно бы бананы или апельсины, а то ведь яблоки, помидоры, мясо, и все те же американские окорочка. Впрочем, это – серьезная общероссийская проблема, которая еще не решена. У нас же в регионе импорт продуктов стал настоящей бедой. По официальной статистике, более половины молочных продуктов в Ульяновской области – привозные из других регионов. Значительная часть этого молока производится из порошка, причем цены на него высокие. Аналогичная ситуация с мясом, колбасой, сыром. Говорят, что даже каждая пятая буханка хлеба в Ульяновской области – привозная. И на этом фоне мощные сети супермаркетов, которые пришли в последнее время в наш регион, крайне неохотно работают с местными сельхозпроизводителями. Прибавьте к этому разрушенные связи сельхозкооперации, которые тоже предстоит восстанавливать.
Поможет ли закон?
Робкую попытку защитить ульяновское производство продуктов и их переработку предприняло правительство Ульяновской области, подготовив специальный законопроект «О продовольственной безопасности Ульяновской области». Его даже приняли депутаты Законодательного Собрания, хотя пока – в первом чтении. Кстати, на федеральном уровне аналогичный закон так и не принят. Региональный законопроект провозгласил такие принципы, как доступность продовольствия, наличие продуктов в торговой сети, мониторинг их качества. У депутатов возникло к законопроекту множество замечаний и пожеланий. Они порекомендовали разработчикам более серьезно отнестись к проблеме импорта продуктов и к защите местных производителей. Кроме того, депутаты указали на необходимость запрета для закупки детскими учреждениями продуктов с генномодифицированными элементами.
Особый вопрос, на который обратили внимание депутаты областного парламента, – отсутствие каких-либо государственных стратегических запасов продовольствия в Ульяновской области на случай чрезвычайных ситуаций или даже спекуляций на рынке. Помните «соляной кризис» годичной давности? Известно, что он был искусственно спровоцирован поставщиками, в то время как вагоны с солью стояли неразгруженными. Если бы в Ульяновской области был какой-либо продуктовый (или предназначенный для этого денежный) фонд, перебоев с солью можно было бы избежать. Власть должна участвовать в продовольственном рынке – это очевидно, иначе малоимущие граждане снова и снова будут оказываться в проигрыше.
Заметим, что в других регионах принимают более серьезные меры по защите своего продовольственного рынка. Возможно, именно этот опыт стоит перенять нашему областному правительству при доработке закона о продовольственной безопасности.