Бывший глава ульяновского отделения Фонда социального страхования набрал взяток на 10 млн рублей, якобы консультируя крупные региональные компании. Теперь двухуровневая квартира чиновника и все его накопления пойдут в доход государства, а сам управляющий отправится в колонию строгого режима.
Ульяновский суд огласил приговор руководителю регионального отделения Фонда социального страхования РФ Геннадию Евграфову, обвиняемому прокуратурой области в вымогательстве и получении взяток в крупном размере. Уголовное дело заняло 10 томов. В ходе следствия было выявлено и доказано более 30 эпизодов взяточничества. Государству и различным хозяйствующим субъектам причинен имущественный ущерб на сумму около 10 млн рублей. В итоге приговор по делу Евграфова составил 300 печатных листов, его чтение длилось три дня.
Согласно материалам «самого громкого коррупционного дела в области», как называет его прокуратура, в период с 2003 по 2006 год управляющий вымогал взятки у курортных компаний, выигравших федеральный конкурс на предоставление мест для различных категорий федеральных льготников. Однако, как утверждает обвинение, пользуясь полномочиями руководителя, чиновник фактически заключал договоры только с теми, кто соглашался на его «личные консультационные услуги». При этом услуги по официальному договору Евграфов оказывал как частный предприниматель, что категорически запрещено законом.
Никаких услуг в реальности и не было, утверждает обвинение.
Это признали впоследствии и многочисленные компании, заключавшие с управляющим возмездные договоры на оказание несуществующих услуг.
– Стоимость консультаций у Евграфова была велика, но если учесть, как активно компании боролись за получение гарантированных федеральных средств, то выгодней было согласиться, – отмечает старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима.
Точно такая же схема консультаций использовалась и в другом направлении деятельности отделения ФСС – при работе с должниками по платежам в Фонд социального страхования. Евграфов, по данным следствия, лично встречался с руководителями предприятий и предлагал реструктуризировать долги либо дать отсрочку. Подобная «консультация» оформлялась соответствующим договором.
Коррупционная схема чиновника, по словам Зимы, вскрылась случайно. При проверке деятельности одного из крупных промышленных предприятий у одного из его партнеров был обнаружен странный договор на оказание консультационных услуг, что и заинтересовало прокуратуру. Поначалу следователи решили, что это примитивный способ получения дополнительного дохода (хотя все равно незаконный, отмечает Зима). Подобные случаи незаконных подработок среди ульяновских чиновников уже встречались, но дело не доходило до уголовного преследования. В случае с Евграфовым органы обнаружили четко отлаженную схему взимания взяток. Правда, никаких иных соучастников консультационного вымогательства следователи не нашли.
«Все исследования и экспертизы показали, что это он делал исключительно в одиночку, наличие напарника увеличивало опасность раскрытия преступной схемы», – поясняет Зима.
Евграфова арестовали в декабре 2006 года в Москве, в международном аэропорту Шереметьево, прямо у трапа самолета, когда управляющий прибыл из Франции, где обменивался опытом с зарубежными коллегами.
С момента ареста и до окончания суда Евграфов своей вины не признавал, утверждая, что он, как опытный работник сферы соцстраха, и вправду проводил консультации, полагая, что это совершенно законно. Однако, по словам Зимы, документы и показания свидетелей подтверждают вину бывшего управляющего. Все руководители курортных компаний, получившие «консультационные услуги», после того как им дали гарантии непривлечения к ответственности, подтвердили факты прямого вымогательства.
Прокуратура требовала для подсудимого 12 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Областной суд признал вину бывшего управляющего по всем эпизодам, но приговорил Евграфова к 10 годам колонии строгого режима. Суд также принял довольно редкое для Ульяновской области решение об изъятии всего имущества бывшего чиновника, добытого преступным путем, в доход государства.
Конфискации подлежат автомобиль «Мицубиси», двухуровневая квартира Евграфова в центре города и его накопления в размере более 1,5 млн рублей.
Евграфов и его адвокаты с приговором не согласны и намерены обжаловать приговор в вышестоящей инстанции.