Семья Филипкиных из кузоватовского села Красная Балтия не в силах больше арендовать брошенный совхозом сад – 400 яблонь. Потому что яблоки в России никому не нужны.

Реанимация

Идея спасти умирающий совхозный сад у Виктора Филипкина появилась зимой 2001 года.

– Желание заставило, – смеется 48-летний житель села Красная Балтия Кузоватовского района. – У нас в семье яблоки любят. Ездили за ними по всей области. А под боком бесхозный сад. Вот и захотелось мне двух зайцев убить. И себя яблоками обеспечить, и заработать на них.

Жена Людмила на одной эмоциональной волне с мужем:

– Сад вылечили, себя яблоками завалили. А вот заработать не получилось. Никому наш продукт не нужен. Раз только несколько лет назад приехали покупатели на ГАЗели. Набрали яблок на 11 тысяч рублей. Представляете! Вот так – приехали, нагрузились и протягивают реальные деньги.

Богатство

В душах супругов появилась шальная мысль – вот оно! Пошло богатство! Ан нет. Куда только не ездил Виктор, кому только не предлагал свои яблоки. И в Ульяновск, и кузоватовским предпринимателям мелким оптом. Не берут! Сам на рынке стоял, да много ли так наторгуешь. А яблонь – их аж 400 штук! Пока Филипкины сад лечили, плодов было не так и много, а в этом году – ветки ломаются.

– Сил не хватает ухаживать за садом, – вздыхает Виктор. – Чернобыль сказывается. С каждым годом все хуже и хуже здоровье. Сколько я этих подпорок наставил, а все равно все спасти не успел.

Виктор вполне серьезно намерен в следующем году расторгнуть договор аренды сада. Потому что шесть лет они с Людмилой все делают вдвоем. Только в самую горячую страду сбора яблок просят помочь родных и знакомых. Им вроде и платить не надо, но накормить компанию в 10-15 человек – деньги немалые. А уж сколько на химикаты и удобрения потрачено! Не счесть. Одна ампула лекарства от парши в этом году стоила 14 рублей. Это на одно дерево. А их 400. И каждое за лето надо обработать как минимум два раза. Виктор каждый год оставляет одно-два экспериментальных дерева без обработки. Чтобы посмотреть, что будет. Одно такое дерево показал нам. На нем вместо яблок – сморщенные, коричневые, гнилые комочки величиной с грецкий орех. То есть, если в следующем году Филипкины сад бросят, то еще через год яблоневого рая в Красной Балтии не будет.

Красота

Дом Виктора и Людмилы – самый красивый в селе. Прожившие несколько лет в Литве, Филипкины привезли прибалтийскую культуру в Кузоватовский район. Правда, Красную Балтию основали латыши, но даже у тех, кто носит здесь латышскую фамилию, нет таких домов. А у этих – картинка! Тут и лягушки с утками у небольшого водоема. И аист на высоком шесте. И телега-клумба. В кустах – мужик с пивной кружкой. Так же начали обихаживать супруги и сад. В центре его установили вагончик.

– Списанный из воинской части привез, – поясняет Виктор.

В нем можно жить. А холодную погоду даже топить миниатюрную печку, работающую на солярке.

– Я в этом вагончике поначалу сад охраняла, – улыбается Людмила. – Чтобы яблоки зелеными не рвали. Взяла с собой собачку, пришла и сижу со свечкой газету читаю.

– Ага! – смеется Виктор. – Я тогда ездил в Сараснк. Вернулся ночью – жены дома нет! Думаю, ну, эта глупенькая в саду. Говорю: «Чего тебе здесь караулить! Пойдем домой!» И сам с ней остался…

Москвичи

– Идут разговоры, – размышляет Виктор, – что наше село хочет взять какая-то московская компания. Вот, если им будет интересно сохранить сад, тогда он жить будет. А так – я уже директору сказал, что нам этим заниматься не по силам и не по средствам.