или Болевые точки «точечной» застройки

Переписка жителей двух домов Нового города с властями началась 18 мая (см. «НГС» от 23 августа, 6 и 27 сентября). 271 подпись поставили они под обращением против строительства в непосредственной близости от их домов новой трёхподъездной 10-этажки. В первых письмах городские чиновники убаюкивали: мол, решение будет приниматься с учётом мнения жителей. Потом вдруг сообщили, что застройщику дали «добро». После этого жители подали в суд на мэра и написали повторное обращение в гордуму. На прошлой неделе стало известно, что застройщик уменьшил количество подъездов с трёх до двух…

Что вызвало беспокойство жителей домов №11 по проспекту Ленинского Комсомола и №18 по проспекту Филатова? Перспектива возможной подвижки фундаментов в случае начала строительства, уменьшение солнечного света в квартирах, соседство «окно – в окно», и как следствие, уменьшение рыночной стоимости квартир. А ещё, как всегда, насторожила традиционная «тайна», сопровождающая ульяновские стройки.

На самом деле: недостатки федеральных и местных законов, умение чиновников жонглировать «инструкциями» и «положениями», нежелание властей учитывать мнение жителей не однажды приводили к конфронтации и судебным битвам ульяновцев с избранной ими властью.

Возможность влиять на строительство у жителей есть – публичные слушания. Но этот механизм часто даёт сбои. Сбои возникают не только по причине ущербности положения о слушаниях, но и из-за неактивности жителей. В отчётах о проведении слушаний «количество участников слушаний» редко зашкаливает за три десятка. А низкая активность и непросвещенность горожан только на руку чиновникам и застройщиками.

Но в нашем случае о строительстве нового дома жители узнали, когда стали вывозить фундаментные блоки с будущей строительной площадки. Дело в том, что новый дом должен появиться на месте, ранее отданном под строительство так и не построенного магазина. Недавно у земельного участка появился новый собственник – ООО «Строительная сфера», который и решил заменить недостроенный магазин 10-этажкой…

У председателя

18 мая председатель гордумы Василий Гвоздев отписал обращение к нему новогородцев Сергею Ермакову, о чём и известил жителей. Ермаков в переписку вступать не стал: вместо него ответы слали его подчинённые.

Районная прокуратура направила обращение жителей в «Роспотребнадзор» и инспекцию госстройнадзора. Первый ответил, что у него нет полномочий «по надзору за проектами строительства объектов», и что функции надзора за проектами возложены на госстройнадзор. Но из инспекции, в свою очередь, ответили, что она уполномочена надзирать только тогда, когда начнётся строительство. Короче, все «защитники» готовы кинуться на строителей с кулаками, когда дом построят…

Тогда жители обратились к партиям – обеим «Россиям»… Депутат гордумы, единоросс Ростислав Эдварс предложил вторично написать обращение в гордуму. Мол, может, на этот раз обращение будет рассмотрено на заседании депутатов. И вот, после повторного обращения, с представителями инициативной группы 3 октября встретился спикер.

Присутствовавший на этой встрече депутат Сергей Волков (избиравшийся по округу, где намечено строительство 10-этажки) напомнил председателю, что несколько раз предлагал застройщикам встретиться с жителями, но постоянно получал отказы. Игнорируют строители и депутатские запросы: ни на один из них Волков ответа не получил.

Жители говорили об известной проблеме: их мнением не интересуется ни власть, ни застройщик. Что чиновники занимаются отписками, после которых следует извещение о принятом решении – строить. И ещё, что они, новогородцы, готовы совместно с властью и строителями искать выход. Но попеняли на то, что о стройке узнали случайно и что никто не заинтересован в том, чтобы ульяновцы получали своевременную и достоверную информацию. Сообщили жители и о том, что подали в суд на мэра и настаивают на публичных слушаниях.

Василий Гвоздев пообещал, что обратится к мэру с просьбой более тщательного изучения ситуации и что возьмёт на контроль выход распоряжений мэра по проектно-изыскательским работам и разрешение застройщику на строительство. Мол, до выхода этих документов, теоретически, есть время для проведения публичных слушаний. И что повторит своё предложение застройщику – встретиться с жителями.

В суд – на мэра

А 4 октября в суде Евгений Русанов, проживающий в доме №11 по проспекту Ленинского Комсомола, в одиночку отстаивал права жителей двух домов. После обращения в «Справедливую Россию» в партийном отделении в помощь Русанову «выделили» адвоката. Но, говорит Евгений, он не заметил особого желания и стремления у юриста участвовать в судебном процессе. Короче, он, как мог, один противостоял на заседании суда представителям мэрии и застройщика.

В своем иске Русанов требовал признать незаконным постановление №7553 Сергея Ермакова, которым мэр 21 августа утвердил протокол комиссии по землепользованию. А комиссия эта, как оказалось, ещё 30 июля приняла решение по строительству 10-этажки. Но жителей зачем-то обманывали, сообщив 3 августа, что «вопрос предварительно» рассмотрен с учётом представленного ООО «Строительная сфера» расчёта инсоляции. Мол, солнышка хватит всем… И только 27 августа сообщили о «положительном решении». Ещё Русанов просил суд обязать местную власть провести публичные слушания.

Ленинский суд отказал Русанову в удовлетворении иска. Мотивы отказа: мэр утвердил протокол комиссии, которая на законном основании согласовала застройщику (собственнику земельного участка) изменение одного вида разрешённого использования земельного участка (под магазин) на другой – под строительство дома.

В проведении публичных слушаний суд отказал, потому что считает: слушания обязательны, если происходит изменение одного вида разрешённого строительства на условно разрешённый. Спорный земельный участок расположен в зоне Ж-4 (карта правового зонирования Ульяновска разбита на «зоны», в которых предписано размещение жилых зон, зон отдыха и так далее). А основное предназначение земли в Ж-4 – строительство многоэтажных домов (5-16 этажей). Так вот, суд считает, если вместо магазина в зоне Ж-4 будет строиться жилой дом до 16 этажей высотой, то никаких публичных слушаний проводить не обязательно: застройщик вправе самостоятельно принять решение – строить пяти- или 16-этажку…

В общем, суд истолковал желание жителей провести публичные слушания как посягательства на права «собственников объектов недвижимости».

Чиновник чисел не любит

– А число? – пискнул Николай Иванович.

– Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной, – отозвался кот, подмахнул бумагу, откуда-то добыл печать, по всем правилам подышал на нее, оттиснул на бумаге слово «уплочено» и вручил бумагу Николаю Ивановичу.

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита».

Пока суд да дело, 10-этажка скукоживается, как шагреневая кожа. В первом варианте генплана для согласований у дома было 3 подъезда и 140 квартир. Во втором – уже 2 подъезда и 90 квартир. Но понять – когда какой план был согласован – невозможно. Ни на одном из них нет даты, даже в графах, так и называющихся: «дата». Почему? – непонятно, и это вызывает подозрение.

Вызывают вопросы и подписи некоторых чиновников. На втором варианте генплана есть подпись специалиста ТУ «Роспотребнадзора», того самого, из которого жителям ответили, что у этой конторы нет полномочий в надзоре за проектами строительства объектов. На этом же варианте стоит согласующая подпись главы администрации Заволжского района – Олега Шептиенко (но опять же – ни одной даты подписи у всех двенадцати человек, согласующих генплан). Так что возникает большой вопрос – а все ли нужные подписи были при рассмотрении плана на комиссии по землепользованию 30 июля, решения которой Ермаков утвердил своим постановлением 21 августа? Тем более, что подписи Шептиенко ни 30 июля, ни 21 августа быть просто не могло. Потому что мэр назначил Олега Шептиенко исполняющим обязанности главы района только в последних числах августа. Или, на самом деле, с числом бумага станет недействительной?

Не ущемлять «собственников объектов»

Возвращаясь к документам суда, напомню, что судья отклонил просьбу Русанова о проведении публичных слушаний, потому что истец якобы пытался расширить перечень условий, при которых слушания проводятся. Посмотрим на проблему с другой стороны.

Тот же суд констатировал, что если собственник, действуя в рамках местных и федеральных законов, собирается использовать земельный участок по основному его назначению, то публичные слушания при этом проводить не обязательно. То есть, если записано, что в зоне Ж-4 можно строить до 16 этажей – и строй 16! Себе – на здоровье, а людям… Да что – людям… Главное – не «ущемлять права собственников объектов недвижимости».

Кстати. Множество постановлений мэра о проведении публичных слушаний касаются реконструкции квартир под парикмахерские, магазины товаров первой необходимости. Или, например, публично слушается вопрос строительства магазинчика площадью всего 100 квадратных метров. Наверное, потому что эти реконструкции и магазины по местным, ульяновским, положениям относятся к разряду не основных, а «условно разрешённых» видов использования земельных участков и объектов недвижимости?

Но сравнимо ли? Публичное слушание – для того, чтобы переоборудовать квартиру под цирюльню, и – никакого совета с жителями, окна которых скоро могут упереться в окна новенькой 10-этажки.

Кстати, жители этих двух домов согласны на соседство с новой пятиэтажкой, например. И очень хотят встретиться с застройщиком, но тот говорит, что готов встречаться лишь в декабре…

Постскриптум

А мне снова позвонили, но уже не из Нового города, а из Засвияжья: на Промышленной, на месте привычного скверика, «окна – в окна» строители собираются возвести шесть подъездов 10-этажки. Снова – «точечная» застройка, будто в городе нет свободного места. Люди спрашивают: что им предпринять? На публичные слушания надежда слабая. Да и за их организацию местная власть достойна в лучшем случае публичной порки…

Теперь сравним. ООО «Стройсфера» подало заявление в комитет архитектуры об изменении вида разрешённого использования этого участка 26 июля. 27 июля застройщик представил рабочий проект по расчету продолжительности инсоляции. 30 июля комитет согласовал строительство дома. От подачи первого заявления до полученного согласования прошло пять дней…

Новогородцы написали первое обращение 18 мая. Но до сих пор чиновники не могут разобраться с ним. А прошло уже почти пять месяцев.

Вывод: в Ульяновске всегда находится место под солнцем. Но для чиновников и застройщиков. А для жителей? Жители пусть любуются… отраженным солнечным светом. От окон соседнего дома…

Геннадий Антонцев, тел.: 70-21-73