Ульяновскую элиту штормит. Необъявленная война уже запустила маховики грядущего политического передела. Стабильность, которую взахлеб рекламировали приближенные губернатора Сергея Морозова, вот-вот прикажет долго жить. Оказывается прежнее, почти благостное спокойствие радовало далеко не всех. Неким влиятельным персонам из ближнего круга Морозова для реализации своей игры как воздуха не хватало мутной воды, интриг, взаимного недоверия и напряженности. Грядущие выборы в Государственную Думу развязали им руки.
Свистопляска началась сразу за вторым пришествием Александра Большакова. Который еще в январе по собственному желанию покинул пост руководителя аппарата губернатора, но не заставил себя долго ждать обратно. Большаков снова в структуре администрации. На этот раз на посту зампреда правительства и одновременно во главе штаба “Единой России”.
Информация к размышлению
До своего прихода во власть Александр Большаков долгое время возглавлял самое закрытое подразделение влиятельной самарской бизнес-группы “СОК” – контрольно-ревизионное управление (КРУ). Оно занималось надзором за деятельностью предприятий этой ФПГ. Профессиональное происхождение главного соковского ревизора покрыто туманом. Но методы, которые предпочитает использовать ревизор, выдают старую “гэбэшную” школу. Свою задачу ревизор видел далеко не в выявлении нарушений. Миссия Большакова носила самый что ни на сеть инквизиторский характер. Он искал отступников. И находил их. Даже если их не было. Словом, “творческий путь” Большакова на посту руководителя КРУ “СОК” окрашен в мрачные тона.
Инквизитор и его киллеры
Александру Большакову удалось крепко напугать Сергея Морозова возможными проблемами с рейтингом “Единой России” на выборах 2 декабря. Страх неудачи, овладевший губернатором, обеспечил Большакову практически неограниченные полномочия. Теперь именно он руководит всей ульяновской политикой.
После возвращения Большакова в администрацию, вся информационная политика сосредоточилась в руках одиозного самарского политехнолога Льва Павлючкова. Большаковым Павлючкову поручена тотальная зачистка предвыборного поля. Его задача “мочить” всех, кто попытается косо посмотреть в сторону “Единой России”.
Большаков не ошибся в выборе! Почтовые ящики Ульяновска мгновенно были забиты клеветнической газетенкой “Большая политика”, содержание которой даже видавший виды председатель ЦИК Владимир Чуров назвал “фантастическим”. Следом на одном местных телеканалов начала выходить передача с одноименным названием. Роль телевизионного киллера г-н Павлючков взял на себя. Достается в передачке всем, за исключением, кончено, партии власти. И это не смотря на четкие ограничения предвыборной контрпропаганды прописанные в законе о выборах.
Особое внимание Павлючкова привлекли работники муниципальных и государственных учреждений. Среди служащих контактирующих с электоратом по работе (а это учителя, врачи, соцработники, почтальоны) распространяется заведомая ложь о конкурентах. Так, в Ульяновске укоренился слух, что под видом агитаторов “Справедливой России” по квартирам ходят профессиональные грабители.
Другой подручный Большакова – руководитель пресс-службы Ульяновской области Сергей Давыдов. Не так давно он был известен разве что своеобразным сексуальным вкусом и беспомощными материалами, которые он пописывал для местных газет. Сегодня этому нервному молодому человеку подчиняется изрядное число зависимых от областной администрации СМИ. Свою задачу г-н Давыдов видит в том, чтобы планомерно обливать грязью всех более или менее заметных политиков региона.
Не нужно быть семи пядей во лбу чтобы а понять – Павлючков, и Давыдов готовят общественное мнение к громким скандалам. Такие скандалы подорвут позиции наиболее влиятельных представителей региональной элиты.
Первая “кровь”
Первыми под прессом оказались предприниматели из компании “Максима-Х” Николай Доронин и Вадим Харлов. Когда-то Николай Доронин – генеральный директор этой заметной бизнес-структуры по просьбе губернатора Морозова возглавил местное отделение “Родины”, а затем и “Справедливой России”. В областной администрации Доронин слыл своим человеком. Одно время он даже “рулил” областным пиаром и до последнего времени являлся советником губернатора. Сосредоточив контроль над частью оппозиции в руках своего человека, Сергей Морозов был спокоен. Ведь ульяновские “родинцы” ( а потом и “справоросы”) стали не просто безопасными. Они открыто и искренне поддерживали губернатора “единороса”.
Но с возвращением в администрацию Александра Большакова отношение областных властей к этим союзникам резко изменилось. На бизнес “Максимы-Х” обрушилось жесткое административное давление. Ряд значительных инвестиционных проектов предпринимателям пришлось в срочном порядке свернуть.
Публика теряется в догадках. Никто не понимают чем вызван неожиданный прессинг под который попала “Максима-Х”. По мнению самых авторитетных в регионе политологов рейтинг “Справедливой России” в Ульяновской области крайне низок. А после согласия президента Владимира Путина возглавить список “Единой России” эсеров вообще настиг паралич воли. Вот почему все склоняются к выводу, что в этой войне, имеется не только предвыборный смысл.
План инквизитора
В отличии от большинства глав регионов, чиновник Сергей Морозов формировался вне старой бюрократической элиты. Он не имеет значимых контактов в кремлевской администрации, не обладает связями с крупными госкорпорациями, влияние которых на современную российскую политику является решающим. Бывший мэр провинциального Димитровгарада, один из последних “всенародно избранных” губернаторов – Морозов человек в вертикали власти с номенклатурной точки зрения случайный. И остаться губернатором он сможет только сохранив безукоризненную ситуацию в регионе. Политическая стабильность однозначно была главным и, пожалуй, единственным конкурентным преимуществом Сергея Морозова.
Административный наезд на наиболее влиятельную в регионе бизнес-структуру неизбежно спровоцирует череду громких скандалов. Чувствуя себя незаслуженно обиженными Харлов и Доронин будут вынуждены принять вызов и ввязаться в информационную войну. Наверняка их потери в этом конфликте будут ощутимыми. Но имидж умелого и авторитетного губернатора Морозова тоже достаточно быстро превратится в ничто.
А вот роль Большакова – незаменимого ревизора и главнокомандующего репрессиями в такой ситуации возрастает. Он превращается в человека претендующего на лавры антикризисного менеджера. Выходец из КГБ, обладающий опытом работы в крупной бизнес-структуре, проявивший недюжинный талант организатора предвыборной пропаганды в интересах “Единой России”, чем не кандидат в назначенцы? Ведь он не просто лоялен, а сверх лоялен партии власти! Сегодня для потенциального кандидата в губернатора это важнейшая характеристика.
Опасные тенденции
Атаки Большакова на “Максиму-Х” уже привели резкому охлаждению отношений между губернатором и предпринимателями. Молчаливое согласие Морозова, запустившее маховик репрессий их не на шутку встревожило. Поэтому один из основных акционеров кампании Вадим Харлов всерьез озаботился защитой своего бизнеса. Понимая, что Морозов и Большаков опираются на ресурсы группы “СОК”, Харлов ориентируется на поддержку нового руководства АВТОВАЗа. Известно, что между менеджерами атвтогиганта и “СОКом” складываются непростые отношения. Шаг в сторону АВТОВАЗа для Харлова вполне логичен. Ульяновский миллионер давно поддерживает добрые отношения с нынешним президентом АВТОВАЗа Борисом Алешиным. Знакомству способствовало увлечение Харлова автомобильными гонками. Предприниматель – действующий пилот Национальной Гоночной Серии LADA и многократный чемпион, регулярно устанавливающий рекорды на LADA Revolution. А Борис Алешин в отличии от прежнего руководителя автозавода Владимира Каданникова всерьез увлечен гоночными проектами.
Другое направление защиты готов реализовать партнер Вадима Харлова и Николая Доронина по бизнесу депутат Самарской губернской Думы Михаил Родионов. Он является заместителем лидера самарских эсеров Виктора Тархова. Родионов всегда был противником войны с “Единой Россией”, которую развернули в Самарской области приближенные к Тархову политтехнологи. Сегодня Родионов возглавляет предвыборный штаб эсеров. Для него это удачная позиция для выстраивания отношений с губернатором Самарской области Владимиром Артяковым. Выходец из “Рособоронэкспорта” Артяков может оказаться мощным союзником для Родионова и его партнеров попавших под пресс главного ревизора группы “СОК”.
Бизнесмены смекнули, что их ресурсы и опыт можно предложить “Рособоронэкспорту” для его укрепления в территории считающейся политическим трофеем “СОКа”. В Ульяновске давно говорят о досрочных выборах мэра. Так почему бы градоначальнику не оказаться сориентированным на “Рособоронэкспорт”, а не на “СОК”?
Рассчитывал ли на такие ответные ходы Александр Большаков сказать трудно. Вполне вероятно, что он переоценил свои силы и недооценил тех кого записал во враги. Угроза появления в регионе новых игроков федерального уровня размывает позиции Сергея Морозова и делает его более уязвимым. В этой части план Большакова оказался более чем реалистичным. Но сможет ли Александр Михайлович реализовать его в полном объеме и запрыгнуть в губернаторское кресло? Так или иначе, но война внутри ульяновской элиты принимает затяжной характер.
На фото – Борис Алешин в гостях у команды Вадима Харлова “Максмотор”.
http://www.compromat.ru/main/mix/morozovbolsh.htm
http://vokruginfo.ru/news/news20185.html
http://kogot-new.narod.ru/16.htm
http://informacia.ru/2007/news1490.htm