или До марта будет тепло

Некоторые тарифы на ЖКУ на 2008 год уже известны: электроэнергия подорожает с нового года на 13%, холодная вода и водоотведение – на 16,2%. Пока неизвестными остаются тариф на содержание и ремонт жилья, и размеры оплаты за тепло и горячую воду. Как всегда, в последних заключается самая большая интрига: борются «большая энергетика» и муниципальные предприятия. Борются (или бездействует) местная власть с областной. И открывается большой простор для лоббирования интересов. Но не интересов простых потребителей…

Для Ульяновской области приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ) на 2008 год установлены предельные максимальные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги и за жилое помещение – 20%. Но внутри, на первый взгляд, простой цифры – 20% – заложены большие возможности перераспределения.

Поясню. Приказом ФСТ установлены пределы повышения для поставщиков разных ЖКУ: воды, утилизации отходов, тепла, содержания и ремонта жилья… Для каждого из перечисленных видов услуг установлен максимум повышения, которые в суме не должны привести к общему повышению квартплаты больше 20%.

Поскольку перечень ЖКУ приличный, и количество организаций, оказывающих эти услуги, тоже велико, неизбежен конфликт. Суть конфликта проста: оказывающие разные коммунальные услуги бьются за большее увеличение для самих себя.

Ведь, можно, например, ненамного повысить стоимость содержания и ремонта, но «организовать» максимальное повышение для тепла. В итоге все равно умные головы подведут суммарное повышение под 20%…

Кто будет считать?

Тарифы на тепло для ульяновцев утверждает областной комитет цен и тарифов. Городские власти устанавливают нормативы потребления тепла и горячей воды. А перемножение тарифов и нормативов даёт тот самый размер оплаты, который мы видим в листках оплаты ЖКУ.

Тарифы на тепло облкомцен утвердил ещё летом. Можно рассчитывать. Но, поскольку в Ульяновске до сих нет нормального коммунального координирующего центра (а власти и разные её комитеты работать так и не научились), процедура расчёта может затянуться, как и в прошлом году, до середины января. Напомним, что в прошлом году управляющие компании (УК), городской комитет ЖКХ и мэрия долго не могли договориться – кому, что и как считать. Никто не хотел брать на себя ответственность, чтобы не оказаться крайним. Никому не хотелось, чтобы в повышении размеров оплаты винили именно его. Пеняли на несовершенное законодательство, по-разному толковали Жилищный кодекс РФ и постановления Правительства…

Председатель ассоциации ТСЖ и ЖСК Ульяновска Александр Селифонов говорит, что в ассоциации стоимость тепла на основании тарифов уже рассчитали. Но посчитать – сколько будет стоить горячая вода – не могут. Потому что облкомцен не утвердил для энергетиков стоимость тонны химически очищенной воды. Селифонов рассказывает, что энергетики дали свои предложения в облкомцен по химочистке ещё в июле. Но комитет цен до сих пор не согласовал этой стоимости. Председатель отметил, что в 2008 года впервые появился двухставочный тариф (двухставочный меньше одноставочного). Вроде – хорошее дело. Но как его реализовать на практике – никто в области не знает…

Для населения – 20%

Исследование таблицы повышения тарифа на тепло для всех районов области приводит к интересным выводам. Повышение тарифа для разных теплоисточников различно (от 4% до 28%). Скорее всего, специалисты комитета получили среднее по области повышение, не превышающее установленного ФСТ предела (для области – 17,9%). Но, напротив отдельных строчек, которые называются «для населения», во всех районах области для этой категории потребителей указано – повышение на 20%.

Почему?..

Этот же вопрос возникает и при анализе повышения тарифа для «большой энергетики» (которая уже давно не принадлежит области) и для муниципальных, ульяновских предприятий. Понятно, что нужно быть специалистом, чтобы понять логику людей, повышающих тарифы для области (каковым я не являюсь). Однако, сравнение повышения для муниципального «Теплокома» (12%) и для представителя «большой энергетики» – ТЭЦ-2 (23,4%) – настораживает. (Напомним, ТЭЦ-2 производит горячую воду, а «Теплоком» занимается её транспортировкой для нового города и части Верхней Террасы. А увеличение размеров оплаты тепла и горячей воды – для нас – сложится из приведенных выше повышений.)

В среднем – по две курицы

Повышение тарифа на 2008 год для «Теплокома» оказалось не намного выше сегодняшнего уровня инфляции (официального). Директор УМУП «Теплоком» Василий Жуков сообщил, что первоначально ему заложили повышение в размере… 8%!!! «Из наших расчётов по тарифу убрали значительные сумы даже по ГСМ: ни литра не вошло. Амортизацию теплотехнического оборудования и теплосетей вообще выкинули», – говорит директор. На вопрос о среднем повышении Жуков рассмеялся: «У соседа – четыре курицы, у меня – ни одной. Но в среднем у нас – по две курицы!» Муниципалы отстаивали необходимые повышения самостоятельно: никто из городских чиновников за тариф для городских предприятий не бился.

Есть ещё одна никем не решаемая проблема, рассказывает директор: стоимость горячей воды рассчитывается исходя из температуры 600С. Зимою же поставляется вода, нагретая до минимум 70 градусов, но с населения собирают за воду по стоимости воды, нагретой до тех самых 600С. И у «Теплокома» возникает проблема расчётов с энергетиками: те требуют денег больше, чем собирается с потребителей.

В общем, подытоживает директор, «Теплоком» и «Теплосервис» – снова под угрозой банкротства. «Но в этом году у нас одинаковое повышение с «Городским Теплосервисом», – смеётся Жуков, – хотя бы это успокаивает».

Директор УМУП «Городской теплосервис» Александр Тиханушкин тоже говорит о недостаточности повышения – на 12%: «Сети изношены, в год нужно менять порядка 50 километров сетей, а предприятие может поменять максимум 25-30 км. 12% – это практически на уровне инфляции. Но тариф нам раз в год утверждают, а труба, например, в начале года стоит 30 тыс. руб. за тонну, а сейчас я её покупаю уже за 40! У нас вот так: все отдали большим энергетикам».

До марта будет тепло…

Казалось бы: какое нам дело – для кого какой тариф установлен? Но напомним, что уже была попытка банкротства энергетиками городских теплосетей (неудачная). До банкротства «большая энергетика» при содействии областной власти пыталась «отжать» сети у города другим способом. Тоже не удалось. Но продолжается тарифная, «усреднённая» дискриминация…

Однако, при среднем подсчете куриц все яйца все равно достанутся одному хозяину. А диспропорция, установленная в тарифах-2008 для «большой энергетики» и муниципалов, только усугубляет положение последних, делая угрозу банкротства вполне реальной. И, если, в конце концов, муниципальные сети уйдут от Ульяновска, то неизвестно, каким увеличением стоимости тепла и горячей воды это аукнется горожанам.

А до марта… До марта в квартирах точно будет тепло: впереди – выборы. И у власти до этого времени не будет более важной задачи, кроме как организовать требуемый процент явки и «нужного» голосования. И до этого времени она не будет беспокоиться – как распределяются наши рубли между городскими предприятиями и «большой энергетикой».

А зря. Аукнется. И снова власть кинется искать сговор, как в ситуации с ценами на продукты питания. Но разве этого сговора уже сегодня не видно?