По краеведческим делам побывал недавно в Санкт-Петербурге. Кроме всего многого, что может дать этот город, насладился общением со своей старинной знакомой – Валерией Белозерцевой. Валерия Ивановна 35 лет преподавала психологию на дошфаке нашего пединститута, а вскоре после смерти мужа (профессора философии Владимира Белозерцева) перебралась в Питер, поближе к дочери (она биолог). Сын Белозерцевых Сергей (некогда всесоюзно любимый депутат первого съезда народных депутатов СССР) преподает философию и политологию в Москве. В неспешных разговорах с Валерией Ивановной мы касались самых разных тем. Естественно, я делал записи для своей «Антологии». Один из монологов представляю вниманию читателей «СК».

– В 70-е годы в детских дошкольных учреждениях страны насаждался культ личности Ленина. В то время появились ясли-сады (ясли объединили с детскими садами), и ясли перешли из Министерства здравоохранения в Министерство просвещения.

Так вот в официальной программе воспитания ребенка (третий год жизни) значился такой пункт: «Прививать любовь и уважение к В.И.Ленину». Наряду с тем, что на третьем году ребенок должен знать, для чего нужна тарелка, ложка, кастрюля, другие предметы обихода, он

должен был любить и уважать Ленина.

Крупнейшие советские специалисты по раннему детству (в частности, доктор психологических наук Г.Лямина) пытались доказать, что никакого политического воспитания детей раннего возраста быть не может и не должно. Но их голос услышан не был.

И вот когда я выводила своих студентов на практику в ясли-сады, то стала наталкиваться на такие вещи. Празднуют очередную годовщину Октября. Ребенка подводят к портрету Ленина и спрашивают: «Это кто?» – «Дедушка Ленин».

– «А он какой?» – «Хороший». -«А почему он хороший?».

И вот тут начиналось: «Ленин любит кошек». Или: «Потому что он на красном» (портрет был украшен красными лентами). Дальше спрашивают: «А чем отличаются дедушка Ленин и дедушка Мороз?». Ребенок встает в тупик.

Я говорю студентам: «Теперь вы понимаете, что это бессмысленное занятие?». Ведь для того, чтобы ответить, почему дедушка Ленин хороший, надо иметь понятие, например, о том, что вот раньше людям жилось плохо, а теперь стало жить лучше, что детские сады появились… И вообще уважение – это довольно серьезная категория. Чтобы кого-то уважать или не уважать, надо уже быть личностью. На третьем году жизни ребенок этого не может.

Потом я проводила занятия с заведующими и воспитателями. Они меня спрашивают: «Валерия Ивановна, какой портрет Ленина нужно повесить в группе детей третьего года жизни? Во весь рост или достаточно бюста?». Я говорю: «Вообще-то никакой». А они: «Ну как же, у нас это в программе воспитания заложено». Тогда я спрашиваю: «А почему у вас вообще этот вопрос возникает?» -«Вы знаете, когда портрет не во весь рост, дети спрашивают: «А где у Ленина ножки?».

Вот так дошкольная педагогика пыталась свои методы нравственного и политического воспитания «опустить» на ранний возраст. Точно так же, как сейчас пытаются задачи школы перенести на детский сад. То есть ребенок, поступая в школу, должен уметь читать и писать. Что не является важным. Ребенок в детском саду должен оставаться ребенком. И главное – уметь играть. А играть наши дети (самостоятельно и творчески) в основной

массе не умеют.