Говорят, один из способов узнать человека – посмотреть на него в момент эмоционального напряжения, будь то эмоции положительные или отрицательные. Значительно поднять уровень адреналина в крови смогли те десять тысяч ульяновцев, которые пришли в минувшее воскресенье на стадион «Труд», чтобы поболеть за футбольную команду «Волга».
Далекие от футбола жители города, оказавшиеся в районе восьми вечера в центре, были шокированы невесть откуда появившейся орущей массой людей.
Такого Ульяновск не видел даже после домашних игр хоккейной «Волги», хотя и на ее матчи зимой приходят по нескольку тысяч болельщиков.
Для того чтобы объяснить суть происходящего для тех самых случайных прохожих, – рассказ человека, оказавшегося в прошлый воскресный вечер на стадионе «Труд» впервые.
На поле – игра Игра ульяновской «Волги» с одноименной командой из Нижнего Новгорода, как оказалось, была одной из решающих (в связи с этим часто можно было слышать сравнение этой встречи с недавней победной игрой сборной России против Англии) и последним домашним матчем в сезоне. Отсюда и ажиотаж.
Приобщиться к игре миллионов, как называют футбол, решил и я, купив билет за 30 рублей, тем более что были выходной и хорошая погода.
Перед началом игры один болельщик со стажем объяснял: футбол на стадионе состоит, как минимум, из двух действ. То, что происходит на поле, то есть игра, и то, что на трибунах – «боление». В том, что эти две составляющие живут на стадионе часто независимой друг от друга жизнью, я убедился сам.
Присутствующих на стадионе также принято делить: на простых болельщиков – они сидят и следят за происходящим на поле, и фанатов – стоя обеспечивают голосовую поддержку команды. Фанаты, как правило, размещаются отдельно – в фанатском секторе. Интересно, но на матчах в Ульяновске можно наблюдать сразу за тремя группами фанатов, размещающихся по углам трибун (разделение, судя по всему, произошло по территориальному признаку их проживания). Среди атрибутов – шарфы с клубной символикой, флаги, дудки, барабаны, файеры (факелы-петарды) и другое все для того, чтобы заметили и услышали. Платой за все это служит то, что, по их же собственным признаниям, следить за тем, что происходит на поле, не остается времени.
Теплее, еще теплее Да что фанаты? Они одинаково активны на любом матче. Интереснее было понаблюдать за тем, что происходило в стане простых болельщиков.
За час до игры все места по центру поля уже были заняты. Те, кто из компании пришел раньше, втыкал скрученную в трубочку газету в отверстие пластикового кресла – знак того, что на это место, пусть даже и к концу матча, придет человек. Мне пришлось стоять.
По правилам проносить спиртные напитки (в том числе и пиво) на стадион запрещено, на входе проходит досмотр силами стражей порядка.
Несмотря на это, ближек началу игры было заметно, как основной массе болельщиков становилось «теплее».
На футболе привычнее видеть представителей сильного пола всех возрастов, но в этот день можно было встретить и немало молодых девушек, и даже женщин с детьми. Вообще было бы правильнее приходить на массовое спортивное мероприятие всей семьей, но звучащая на трибунах нецензурщина многих родителей от посещения матчей удерживает.
«Волга» – здесь, «Волга» – там Стартовый свисток матча утонул в реве многотысячной армии: «Вол-га!
Вол-га!». Курьез заключался в том, что команда соперника имела то же название, так что кое-кто все-таки уточнял, что речь идет об ульяновской. Первое же сомнительное, на взгляд болельщиков, решение арбитра встречает свист и местами выкрикиваемый мат. Слова похлеще можно было услышать, когда нашей команде забили гол. Зато через минуту стадион взорвался – забили наши. Оказывается, радость, как и гнев, тоже выражается в количестве произнесенных нецензурных слов.
В перерыве сотни и сотни болельщиков устремились в туалет. Буква «Ж» на одном из них с потоком хлынувших людей тоже превратилась в «М». Однако все равно в настоящем мужском народу больше. Многие для того, чтобы добраться до писсуара, расстегивали ширинку заранее – выполнить это действие внутри из-за тесноты, видимо, было трудновато.
Здесь стеной стоит запах, но разговоры – только о футболе.
Из штрафной в милицию Второй тайм начался с ничейного счета. Нашей команде нужна была только победа, и болельщики прибавили в мощи своих голосов. Чертыхаться пришлось до самого окончания игры – мяч упорно не хотел лететь в ворота гостей. Зрители быстро нашли крайнего. Традиционного скандирования «Судья п…с!» уже было недостаточно, кто-то из присутствующих надул презерватив и с криком «Это судья» запустил изделие поверх голов земляков. В итоге шарик был доставлен на скамейку запасных приезжей команды. Где-то рядом болельщики, пившие весь первый тайм и перерыв водку, затянули русскую широкую «Издалека долго течет река Волга…».
Песня отвечала тематике встречи, но как-то не вписывалась во всеобщую атмосферу напряжения – «Волге» непременно надо было выигрывать для того, чтобы пробиться в первую лигу.
Была и явная примета заполненного стадиона – по трибунам пару раз запускалась живая волна.
В этот же момент под горячую руку, точнее, под выпущенную с трибун пластиковую бутылку с водой, едва не попадает оказавшийся с риском для себя у края поля нижегородский футболист. Меньше повезло двум десяткам приезжих фанатов кому-то попало камнем.
В ходе исполнения решающих угловых ударов на последних минутах игры не выдержал один из местных болельщиков. Вмиг перемахнув через ограждение, нетрезвый парень оказывается в штрафной площади гостей.
Один из ульяновских футболистов, обхватив руками нарушителя, сдал его подоспевшим милиционерам.
Зашибись!
Концовку матча трибуны встречали стоя. Все-таки забитый на последних секундах мяч взорвал весь стадион. Почти сразу же был дан свисток об окончании встречи, и возбужденная толпа направилась к выходу.
В гостевой сайта футбольного клуба «Волга» некто «Лехин УлГУ» позже оставит сообщение: «Пока шел до маршрутки до Венца, болелы (болельщики. – Д.М.) не смолкали ни на минуту, весь центр гудит, машины проезжают – сигналят, напротив ЦУМа машины выстроились, всех пропускают на красный. Атмосфера – просто зашибись…».