– Олег Юрьевич, вы недавно обратились с открытым письмом к губернатору по поводу непростои ситуации, сложившейся в регионе, перед выборами. Предупреждаете главу области, что местные и ино-городние олигархи рвутся у нас к власти, несмотря на то, что президент однозначно высказался – бизнесу в ней не место!
– Оказавшиеся в Ульяновской городской думе местные богатеи и лавочники прибрали к рукам большую часть собственности, которая принадлежала всем ульяновцам. Теперь же некоторые из них рвутся уже в Госдуму, в Законодательное собрание области, чтобы, используя властные рычаги, и дальше обогащаться. Их животная жадность не знает границ! Я не твердолобый партиец, я вообще беспартийный, но всегда был государственником, патриотом своего края и страны. И когда в 90-х зашла речь о том, чтобы передать в частную собственность землю, выступал против, будучи уже тогда областным депутатом. Уже тогда, 15 лет назад, вместе со своими коллегами, депутатами-аграриями Валентином Пешехоновым, Виктором Подрезовым и другими, мы говорили: ну, раздадим мы наши пахотные земли, скажем, в Павловском или Николаевском районах, что там сразу дороги построятся или газификация произойдет? У частника просто сил не хватит на это, последняя социалка развалится, а земля станет предметом спекуляций. Что сегодня и происходит с бывшей городской собственностью Ульяновска. Те, кто вовремя подсуетился, перепродают ее друг другу или заезжим фирмам, которые, кроме строительства торгово-развлекательных комплексов, ничего не производят…
– Так что же происходит у нас с землей, с сельским хозяйством?
– Сельское хозяйство медленно умирает. А пашню (ее у нас в регионе более 1,6 миллиона гектаров, из которых половина не обрабатывается) предлагают выставлять на аукционы. Причем целыми районами – берем, например, Инзенский район и все пахотные земли его продаем! Такой проект областного закона внесли на днях на рассмотрение депутатов ЗСО наши чубайсы и грефы из регионального министерства по управлению госсобственностью. Там, кроме Инзенского района, фигурируют еще Павловский и Барышский.
– Суслов перевернется в гробу, когда земли его родного оне выставят на торги…
– Министры Шаипкина и Рябов предлагают это на полном серьезе. Как в свое время кто-то из наших отечественных реформаторов предлагал: давайте отдадим китайцам в аренду Дальний Восток, пусть осваивают! Так и наши горе-реформаторы – инвесторы, дескать, примчатся в Инзу, отвалят денег и займутся землей, все равно она никем не обрабатывается!
– А что случилось с «проектами века», о которых хлопотал наш земляк из Госдумы Валентин Денисов? Он раза три привозил к нам главного сельхозника страны Гордеева. Наше правительство широко рекламировало в прессе инвестиционные проекты Черкизовского завода по строительству мясокомбината и свиноводческих, комплексов сибирской водов и магазинов.
– Обычная болтовня, наших чиновников и дальнейшее разграбление области. Хлебозаводы нашего «Ульяновскхлебпрома» загружены на 30%, а у сибиряков хлеб в 2 раза дороже, чем в Поволжье. Монополисты договорятся между собой о высоких ценах, а наши «инвестиционники», как всегда, разведут руками. Локти будет кусать население..
Я не против инициатив инвесторов и готов двумя руками голосовать за солидные финансовые вливания в сельхозпроизводство. Но и нашему правительству не надо сидеть сложа руки и дожидаться, когда придут добрые дяди и решат наши проблемы. Сельское хозяйство – это ведь не только зерно, мясо и овощи, это, прежде всего, люди и социалка. Поэтому нам самим нужно во-первых, при господдержке на основе фермерских и крепких личных подсобных хозяйств развивать свои кооперативы по обработке земли, выращиванию скота или по закупке у населения излишков сельхозпродукции. К своим у населения доверия больше. А во-вторых, как показывает опыт, приходят к нам в основном чтобы что-то урвать, такова природа капитализма! Вот в Сурском районе наши соседи холдинги “Мордов-цемент» и «Мордоврегион» взяли в аренду чуть ли не всю пахотную землю, собрали зерно и отвалили, «прихватив» заодно Сурский элеватор. По этому поводу я уже пишу депутатский запрос в прокуратуру.
– У вас на сессии недавно выступал с отчетом региональный министр сельского хозяйства Якунин. Как он сам оценивает ситуацию в своем ведомстве?
– Александр Иванович отличается высоким поэтическим стилем при отчетах, но ведь село – сплошная проза. Поэтому когда бодро рапортуешь о своих якобы успехах и росте сельхоз-производства, заглядывай хотя бы иногда в отчетность. Говорит, скажем, министр об успехах в уборке урожая двух последних лет, а в действительности успехов-то этих нет. В 2006 году, по словам Якунина, при урожайности 17,7 центнера зерна с гектара у нас собрали 788 тысяч тонн, в отчетах его ведомства – совсем другие цифры: 16,3 и 724,4. И так каждый год! Министр врет, и во всех неудачах виновата погода.