Во вторник, 6 ноября, в редакции «Ульяновск сегодня» прошла «прямая линия» с начальником Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ульяновской области Станиславом Викторовичем Животковым. Как ни странно, но наших читателей больше интересовала профилактическая работа сотрудников этого ведомства, а не собственно правоохранительная. Жители Ульяновска хотят знать, как оградить своих близких от беды – наркотиков.
– Здравствуйте, Станислав Викторович. Меня зовут Ольга, я живу в Засвияжском районе. Моему сыну скоро исполнится пять лет. Я знаю, что сотрудники вашей службы проводят профилактическую работу с подростками. А в садиках вы занимаетесь с малышами?
– До садиков мы еще не дошли, потому что первое знакомство ребенка с наркотиками начинается в подростковом периоде. В прошлом году был зарегистрирован самый молодой наркоман в нашей области — 14-летний. Поэтому мы проводим профилактическую работу среди ребят 12-13-14-летнего возраста. Пятилетнему ребенку рассказывать о наркотиках еще рано, потому как такие разговоры разовьют у малыша излишний интерес к этому.
– Я читала, что «на иглу» дети подсаживаются в подростковом возрасте, а вот клей начинают нюхать еще раньше. К сожалению, у нас в Ульяновске это не редкость. Ребенок еще толком читать не умеет, а о зелье уже знает. Особенно «просвещенными» оказываются дети из неблагополучных семей. Может, стоит все же начинать работу с детьми хотя бы лет с 8-10, в этом возрасте они уже все понимают?
– Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос здоровым и чтобы он не попробовал наркотики, то вы должны заботиться о том, чтобы он думал о здоровом образе жизни еще с дошкольного возраста. Именно родители, их поведение, их образ жизни в это время являются для него примером. Если вы будете жить интересами своего ребенка сейчас, и когда ему исполнится 12, 13, 14 лет, и он постоянно будет у вас на глазах, будет знать, что такое хорошо и что такое плохо, то вам не придется опасаться дурного влияния подростков из неблагополучных семей. У него уже будет выработан иммунитет против наркотиков.
Здравствуйте, меня зовут Ирина Ильинична. Мой ребенок учится в 10-м классе. Скажите, пожалуйста, проводите ли вы в школах профилактическую работу?
-Да, и большую. Мы занимаемся с ребятами как в школах, так и в средне-специальных и высших учебных заведениях. Особое внимание уделяем именно старшеклассникам. Мы организуем беседы на антинаркотические темы, на которые приглашаем педагогов, психологов, медиков.
– Мне кажется, что профилактика должна быть на грани фола, чтобы она пронимала детей. Существуют сильнодействующие методы?
– Да, этот метод очень простой, и мы его используем. У нас есть фильмы, показывающие, что может стать с человеком, если он будет употреблять наркотики. После их просмотра у большинства юношей и девушек возникает испуг, ужас. После увиденного им уже вряд ли захочется попробовать наркотики.
– Вы знаете, что в нашем Театре юного зрителя недавно поставили спектакль как раз на антинаркотическую тему? Может, вы могли бы стать с ним союзниками?
– Профилактика – настолько большая сфера, что в ней должен работать не только наркоконтроль, но и другие структуры, на первый взгляд, не связанные с проблемами наркомании. Ведь основная наша задача – это правоохранительная деятельность, а на деле получается, что мы же являемся и главными координаторами в области организации профилактики. Сейчас мы плотно работаем вместе с училищем культуры. В нем ребята в качестве дипломного проекта подготовили спектакль на антинаркотическую тематику. И вот уже 9 ноября в Новоспасском районе пройдет премьера этой постановки. На нее приедут школьники с шести южных районов области. Старшеклассники не только посмотрят спектакль, но еще и обсудят его с ульяновскими психологами, которые проведут с ними беседы, чтобы выяснить реакцию детей и узнать, какие выводы они сделали. Сотрудничеству еще и с ТЮЗом мы будем только рады.
– Добрый день. Меня зовут Валентина Павловна Вайсберг. Моей дочери 15 лет. Как оградить ее от дурного влияния улицы? Как сделать так, чтобы она не попала в плохую компанию и не попробовала наркотики?
– Если сейчас вы хорошо с ней ладите, понимаете друг друга, уважаете, то проблем у вас будет меньше. Важно, чтобы у ребенка было как можно меньше свободного времени. Ведь идет в плохую компанию, оступается тот, у кого масса свободного времени, у кого нарушена связь с близкими. Но не стоит забывать и об элементе случайности.
– Этого-то я и боюсь. Ребенок у нас домашний, все время занят, за ручку вожу, но постоянно же я не могу ее контролировать.
– Мой совет: чем дольше будете контролировать, пусть не прямо, а опосредованно, тем больше вероятность того, что ваш ребенок не попадет в дурную компанию. А если и попадет, то сможет отказаться закурить сигаретку, выпить пива или попробовать наркотики. – Здравствуйте! Меня зовут Раиса Викторовна. Наркомания – это большая проблема.
Много подростков вовлечено в наркоманию. Я бы хотела узнать, есть ли какие-нибудь в найдем городе реабилитационные центры,которые бы лечили ребят принудительно или добровольно?
– Сейчас при Ульяновском государственном университете создан центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции поведения несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. Как только центр получит государственный заказ, профинансированный из областного бюджета, так он начнет работать. А пока на базах педагогических учреждений, внешкольных образовательных учреждений силами сотрудников наркоконтроля, педагогов и медиков проводится комплексная профилактическая работа с несовершеннолетними.
– А какое лечение смогут получить подростки?
– Это не лечение, как таковое, это коррекция поведения, основанная на психологических методах.
– Вас беспокоит Елена Витальевна. Есть ли в Ульяновске частные клиники, которые лечат от наркозависимости? Можно ли их посещать анонимно?
– У нас есть областная клиническая наркологическая больница, которая занимается лечением наркозависимости. Частных клиник с таким профилем у нас нет. Если кто-то желает лечиться анонимно, то такая услуга предоставляется платно. В районах же с подобной проблемой можно обратиться к наркологу в местную поликлинику.
– Здравствуйте. По одному из местных телеканалов я недавно видел сюжет о том, как сотрудники наркоконтроля поймали некоего дедушку с мешком конопли. Хочу спросить, какой срок ему могут дать? И второй вопрос: когда вы перестанете заниматься мелкими делами и начнете ловить серьезных преступников или спуститесь в подвалы, например?
– Кто сказал, что мы не спускаемся в подвалы? Спускаемся и отлавливаем преступников. К сожалению, они не только в подвалах собираются, но и в квартирах. Мы устанавливаем места сбора наркоманов – притоны,выявляем их, документируем, для того, чтобы представить в суд доказательства, несколько раз посещаем эти квартиры. Ищем свидетелей, которые смогут подтвердить, что эти квартиры или подвалы действительно являются притонами. Устанавливаем организаторов сборищ и направляем дела в суд. Что касается этого дедушки, то если он занимается сбытом наркотиков, то максимально ему могут дать 20 лет лишения свободы.Потому что это преступление классифицируется как особо тяжкое. Как именно мы выявляем наркосбытчиков, сказать не могу, потому что это оперативная работа, в которой есть свои секреты.
– Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, вам часто звонят на «телефон доверия»? Помогают такие звонки?
– Да, помогают. Жаль, что мало звонят, дежурные принимают на телефон 44-99-24 по 10-15 сигналов от жителей в месяц.
– Здравствуйте. Я Ковалева Нина Михайловна. Один мой родственник находится в местах лишения свободы якобы за употребление и распространение наркотиков. Срок он получил небольшой. Я хочу спросить: раз его признали наркоманом, то предусмотрено ли сейчас принудительное лечение от наркомании в местах лишения свободы?
– Сейчас эта проблема законодательно не решена. Принудительно у нас никого сейчас не лечат. В настоящее время в Государственной Думе находится законопроект о принудительном лечении лиц, не достигших 18-летнего возраста. Наша федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков пытается ускорить принятие этого документа.