В 2012 году Россия отметит 200-летие со дня рождения Ивана Гончарова. Этот наш земляк, великий русский писатель, создал яркие литературные образы, завоевавшие сердца читателей во всем мире. Они до сих пор на слуху, и о сокрытых в них смыслах продолжают спорить и размышлять литературоведы.

С Антониной Лобкаревой, заведующей единственным в мире музеем И.А. Гончарова, наш корреспондент беседует о сегодняшнем восприятии писателя и о том, как переплелась судьба музея с ее собственным прошлым, настоящим и будущим.

– Антонина Васильевна, как получилось, что Вы пришли в этот музей и начали заниматься Гончаровым?

– Его поклонницей до музея не была. Когда училась на филфаке Ульяновского пединститута, гончаровские романы перелистала, и -только. И в музей И.А.Гончарова пришла случайно. В Казахстане, куда я поехала по распределению, не нашлось места в школе, и пришлось вернуться в Ульяновск. Тогда как раз, в 1976 году, в родном городе писателя приступили к созданию его музея. На работу мы устраивались вдвоем: я и моя недавняя сокурсница. Причем был выбор, куда пойти: в методический отдел краеведческого музея или в музей Гончарова. Мы с ней тянули спички. Мне по жребию выпал музей Гончарова. Начала читать его романы, письма, книги о нем. Было ощущение, что есть в этом писателе нечто глубинное, еще не разгаданное.

– В 70-е годы XX века в Ульяновске осознали необходимость создания музея, посвященного жизни и творчеству Гончарова. Насколько трудно было осуществлять задуманное тогда, когда тотально тиражировался «образ» другого уроженца города – Ленина?

– Не согласна, что Ульяновск в советское время был исключительно городом Ленина. Гончаров здесь всегда присутствовал в сознании людей. Насколько это было осмыслено и сформулировано, – другое дело. У нас памятных гончаровских мест не меньше, чем ленинских, и они сохранились: Дом Гончарова, Дом-памятник писателю, Беседка-памятник И.А.Гончарову, улица Гончарова. Истории увековечения памяти писателя в его родном городе уже более 100 лет. В 1962 году в 150-летний юбилей со дня рождения И.А.Гончарова в Ульяновске начали проводиться Гончаровские научные конференции. Немного позднее, в 1965 году, открыли памятник И.А.Гончарову на улице, названной его именем. В 70-е годы XX века, по инициативе гон-чарововеда-ученого Петра Бейсо-ва и тогдашнего директора краеведческого музея Марка Валкина, городскими властями было принято решение о создании музея И.А.Гончарова.

– Долгое время Гончаров считался писателем так называемого второго ряда и даже на какой-то период «выпадал» из школьной программы. Сейчас исследователи говорят о том, что писатель до сих пор не оценен по достоинству, не раскрыт, у него есть глубины, до которых еще только предстоит дойти. Осмыслить это, полагаю, и должны Гончаровские всероссийские и международные научные конференции, которые проводит музей?..

– Роль и значение романиста исследователи долго не могли до конца сформулировать. Это, думаю, связано с тем, какой принцип анализа творчества тогда господствовал. Существовала схема, в которую Иван Александрович не вписывался, поскольку не был выражен в чистом виде как писатель социальный, как бытописатель и так далее. Вместе с тем, он создавал глубокие образы, был серьезным художником, ярко отразившим свое время. Его романы – как живой поток, в них есть все. И в этом смысле он и социален, и гражданственен, и политичен, и патриотичен. Сейчас мы на подходе к раскрытию смыслов гончаровского творчества. Радует, что в последние годы появилось много диссертаций по произведениям писателя, написанных именно молодыми литературоведами. Это говорит о том, что время Гончарова – впереди.

– Большой интерес к Гончарову проявляют зарубежные ученые. В этом плане показательно, что Вас пригласили на международную научную конференцию «Россия и Европа: сходства и различия», которая проходила в мае этого года в Сорбонне. О чем был Ваш доклад и какой была реакция на него?

Приглашение не было случайным. Гончаров часто бывал в Европе, она его интересовала. А мой доклад в Париже был посвящен, симбирским прототипам Андрея Штольца из романа «Об ломов». Этот персонаж во многом воспринимается как символ. Долгое время считалось, что Обломов – порождение симбирских впечатлений Гончарова, а Штольц – впечатлений петербургских. Но это не совсем так. В Симбирске жила семья Рудольф, ситуация в которой напоминала ситуацию семьи Штольцев. На Елизавете Рудольф был женат Николай Александрович Гончаров, старший брат писателя. Отец Елизаветы – Карл-Фридрих Рудольф, как и отец Штольца, происходил из саксонских немцев. Гончаров был хорошо знаком с этой семьей. И мы имеем все основания говорить о том, что многие факты из жизни этих симбирских немцев Гончаров использовал в работе над образом друга Обломова. Доклад был встречен на конференции с интересом. Европейцы сказали, что для них это несколько детективная история, поскольку исследователи были убеждены: Штольц с Симбирском никак не может быть связан. До сих пор на Западе живо предубеждение, что российская провинция – это глухой угол.

– «Обломовский фестиваль» в Ульяновске в начале сентября становится уже традиционным. Он полюбился горожанам своими окрашенными теплым юмором зрелищными мероприятиями с выставками, выступлениями фольклорных ансамблей, музыкой, «приколами» литературных персонажей в импровизированной Обломовке. Каковы, на Ваш взгляд, его перспективы?’

– Нынешний фестиваль в Ульяновске был четвертым по счету и хочется, чтобы в дальнейшим он стал международным. Если срав-

нивать с почти 30-летним опытом проведения ежегодных Гончаров-ских праздников, «Обломовский фестиваль» совсем юн. На мой взгляд, сейчас идет процесс формирования его «лица», которое можно предъявить в России и за рубежом. Поскольку образ Обломова, как и сам роман, очень емкий, хотелось бы, чтобы и фестиваль был таким же. В частности, мы мечтаем осуществить в Ульяновске постановку оперы «Обломов» современного немецкого композитора А. Айгмюллера.

– В 2012 году в России будет отмечаться 200-летие писателя. К этому времени весь его дом после реставрации должен стать Историко-мемориальным центром-музеем И.А. Гончарова с обширной экспозицией, выставочным залом, залом для проведения конференций, научной библиотекой, исследовательским и издательским центрами и многим другим. Однако недавно выяснилось, что на пути к этому появились серьезные препятствия…

– Действительно, Дом Гончарова пока еще не передан музею. Сейчас он находится в ведении Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области. Думаю, Указ Президента Российской Федерации и распоряжение Правительства РФ о реставрации дома и создании в нём центра-музея сыграют свою роль, и все утрясется. Мы же сейчас озабочены тем, как нам создать экспозицию на самом современном уровне. Времени до юбилея – совсем немного.