Мечтавший с детства о небе ульяновский спортсмен Сергей Харламов (на снимке) вот уже почти два года летает на мотопараплане и близок к тому, чтобы стать идейным вдохновителем принципиально нового вида соревнований – гонок на парапланах с моторами.

Положил параплан в багажник машины

– Сколько себя помню, – рассказывает Сергей, – меня всегда тянуло в небо. В детстве постоянно конструировал авиамодели, а однажды с друзьями решили собрать автожир. Построить самостоятельно летательный аппарат оказалось не так-то просто, поэтому появилось желание поступить в вертолетное училище. После школы в итоге я оказался в столичном Авиационно-технологическом институте имени Циолковского. Стал не летчиком, но авиастроителем – семь лет проработал на «Авиастаре».

Возможность летать появилась у Сергея Харламова недавно, когда он заинтересовался парапланерным спортом. После свободных полетов пересел на мотопараплан – именно он, по словам Сергея, дает ощущение полной свободы. Парапланеризм – самый демократичный и наименее затратный вид авиаспорта. Сам мотопараплан легко умещается в багажнике легкового автомобиля. Для того, чтобы подняться в воздух, не нужно специальных площадок – старт происходит с ног, с разбега. И все же некоторые знания планеристу необходимы: в аэродинамике, метеорологии.

Хотелось простора

Некоторое время Сергей участвовал в спортивных соревнованиях, но все они проходят на каких-то ограниченных территориях – не более десяти километров. Ульяновскому мотопланеристу хотелось большего, и тогда родилась идея «больших гонок», проводить соревнования наподобие авторалли «Париж-Дакар» на мотопарапланах протяженностью в сотни километров.

Мировой рекорд протяженности полета на мотопараплане принадлежит испанцу и составляет более тысячи километров. Несмотря на это, в мире никогда не проводилось марафонских гонок на этих летательных аппаратах. Проверить возможность проведения таких соревнований ульяновские и самарские спортсмены решили в 150-километровом перелете от Самары до деревни Колтубанка в Оренбургской области. Не все из восьми участников тогда добрались до финиша, но Сергей Харламов был первым. Следующий маршрутный полет над Самарской областью не удалось пройти до конца, зато участники гонок получили ответ на многочисленные технические вопросы. Оказалось, что главное на марафонской дистанции не скорость крыла, а тактика, с которой парапланерист проходит расстояние.

Правила гонок – отсутствие правил

– Мы предложили идею гонок без правил, -продолжает Сергей Харламов. – Это когда парапланерист в одном лице и пилот, и штурман, и механик, и метеоролог. Когда он сам принимает решение, на какой высоте лететь, долетать до контрольного пункта или лететь налегке, самостоятельно заправляясь на придорожных АЗС, проходить расстояние вдоль автотрасс, где есть гарантия, что тебя подберет машина сопровождения, или лететь напрямик через непроходимые леса и болота и так далее. Скорость передвижения может колебаться от 20 до 100 километров в час, все зависит от высоты полета (скорость и направление ветра разные).

Один – в колонии, другой – на крыше

Тестовые гонки по маршруту «Ульяновск -Самара» прошли с участием четырех спортсменов 27 октября. «От аэродрома «Белый ключ», – рассказывает Сергей Харламов, – взлетали в условиях густого тумана. Надежда была только на GPS-навигаторы. Но приборы были только у двоих – решили лететь двойками. Расстояние до Тереньги из-за тумана проходили так низко, что касались ногами верхушек деревьев. Мы с Игорем Казаковым выбрали путь длиннее и решили делать дозаправку в Шигонах (Самарская область), Александр Гордзялковский и Александр Кучиров приняли решение идти прямиком на Усолье и, как оказалось, ошиблись. В условиях почти нулевой видимости один из них чуть не приземлился на территории женской колонии. Но это утром следующего дня, а вечером он оказался на острове, где и заночевал с рыбаками. Второй приземлился на крышу здания турбазы. Такой же густой туман мы встретили в Осиновке, как раз в том месте, где нужно было набирать высоту для перелета Волги. В итоге поднялись над туманом и перелетели воду по приборам.

По окончании полета ульяновские и самарские спортсмены убедились в том, что преодолеть 200 километров для опытного парапланериста – не проблема, и в гонках без правил решили оставить только правила безопасности: не залетать в запретные зоны, иметь точные навигаторы и не подниматься выше обусловленной высоты.

Первая пилотесса

Идея «больших гонок» нашла широкую поддержку у парапланеристов по всей стране -на специальном форуме спортсменов теперь это самая обсуждаемая тема. Уравнять шансы всех спортсменов решено разделением участников соревнований на два класса. «Standart» – класс малоопытных пилотов с устаревшей техникой и медленными крыльями, «Competition» – класс для сильных спортсменов с современными мотопарапланами и серьезными амбициями. Особые требования – к наземной поддержке, с которой, впрочем, справляется сын Сергея Харламова – Илья.

– Уже сейчас желание принять участие в соревнованиях, которые пройдут весной в нашей области, высказали более двадцати спортсменов со всей России. Вообще благодаря в том числе Ульяновской федерации авиационного спорта и самарскому центру парапланерного спорта «Экстрим-класс» авиационный и, в частности, парапланерный спорт становится все популярнее. Наверное потому, что он помогает осуществить заветную мечту многих людей – научиться летать, как птица.