Лидер ульяновского списка кандидатов в депутаты Госдумы от СПС Владимир Малинин объявил о своем отказе от участия в выборах. Причиной демарша, по словам господина Малинина, стало разочарование в идеологии партии и прекращение финансирования избирательной кампании в регионе федеральным руководством правых. Эксперты подозревают, что на политика могло быть оказано давление оппонентами СПС, недовольными снижением рейтинга «Единой России» и ростом протестных настроений в области.
В минувший четверг координатор ульяновского реготделения СПС, руководитель аппарата гордумы Владимир Малинин заявил о своем отказе от участия в выборах в Госдуму, на которых он возглавлял областной список кандидатов в депутаты от Союза правых сил. «Основным мотивом являются неприемлемые для меня лично избирательные технологии, применяемые центральным штабом СПС, — сказал он. — Я не хочу нести ответственность перед людьми за взятые перед ними обязательства. Непонятна для меня и та риторика, которая применяется партией на этих выборах. В 1999-2003 годах у партии была своя узнаваемая идеология и программа. Сегодня же мы пытаемся любой ценой завлечь избирателя, отбросив принципы правого движения. Как говорил мой любимый сатирик Михаил Жванецкий, «если не нравится, выйди, не стой во всем этом». Вот я и выхожу. Я был и остаюсь приверженцем демократических ценностей, но без левацкой риторики. Конечно, политика — это компромисс, но не настолько».
Вчера Владимир Малинин более детально объяснил „Ъ“ причины своего демарша. Главной оказалось прекращение финансирования предвыборной кампании москвичами. «Скоро вы увидите как подтверждение моих слов, что избирательной кампании уже больше не будет, — сказал он. — Буквально два-три дня назад нам сказали, что кампания сворачивается, финансирование прекращается, денег у партии нет. Но у меня перед людьми, агитаторами, были определенные обязательства, я являлся одним из гарантов. Уже теперь мне люди звонят постоянно, как, мол, работать, когда оплатят работу? Они спрашивают, когда дадут деньги за октябрь, а мне им нечего ответить. Люди боятся, что будет то же самое, что в 2003 году, когда не заплатили ни копейки. Наверное, готовить такую серьезную предвыборную кампанию надо как-то иначе. А сейчас я оказался заложником ситуации». «Я сохранил свои политические взгляды. Сам писать заявление о выходе из партии я не буду, — заметил чиновник. — Но если политсовет сочтет, что мне в ней не место, значит, исключат». Он признает, что его заявление о выходе из списка — удар по рейтингу СПС, нанесенный в самое напряженное время, но, по словам политика, это меньший вред для предвыборной кампании, чем прекращение ее финансирования.
Связаться с федеральным руководством СПС и узнать его реакцию на заявление ульяновского координатора „Ъ“ вчера не удалось.
У экспертов поступок Владимира Малинина вызвал недоумение. «Мне его действия непонятны, — сказала политолог Нина Дергунова. — Первая мысль, которая возникает — сколько ему за это могли заплатить? Словно это все — спланированная акция. Ну, нет средств, приостановил деятельность — и сиди спокойно. Рейтинга, которого у этой партии в области нет, такие действия не прибавят – не убавят».
Руководитель местной общественной организации Народный демократический союз (НДС) Александр Брагин сомневается, что Владимир Малинин мог «купиться», но не исключает, что на него, возможно, было оказано давление со стороны чиновников или одной из пропрезидентских партий. По мнению эксперта, последние могут опасаться, что из-за наблюдающихся в регионе протестных настроений на фоне снижения рейтинга «Единой России» популярность СПС может начать расти. «В то время, когда у левых сил тоже не все благополучно, повышаются шансы у правых на выборах в региональный парламент (март 2008 года. — „Ъ“), что доминирующей партии совсем не нужно», — сказал господин Брагин. По его оценке, надавить на господина Малинина не так уж сложно, учитывая, что он работает руководителем аппарата гордумы, к тому же, имеет свой небольшой бизнес. Лидер местного НДС вспомнил, что именно он минувшим летом предложил Владимиру Малинину возглавить местную организацию СПС, которая фактически прекратила свое существование несколько лет назад, однако особой активности от «номера один от СПС» так и не увидел. Господин Брагин выразил сомнение в том, что финансирование предвыборной кампании правых не временно приостановлено, а действительно прекращено. Он уверен, что работа агитаторов будет оплачена полностью, тем более, что руководит ими предвыборный штаб — отдельная структура, а не Владимир Малинин, который никаких обязательств перед агитаторами не брал, поэтому и смысла его заявление не имеет.