Решительный отпор получил Димитровградский НИИАР – крупнейший атомный исследовательский центр России – по итогам рассмотрения Арбитражным судом Пензенской области иска о защите деловой репутации института, связанного с публикациями в газете “25 канал” результатов общественного расследования трехнедельного выброса радиоактивного йода. Суд, рассмотрев дело в коллегиальном составе, отказал НИИАРу в удовлетворении большинства исковых требований.

Зато Димитровградская общественная организация “Центр содействия гражданским инициативам”, руководитель которой Михаил Пискунов в этом деле противостоял атомному центру, благодаря судебному процессу получила через суд в свое распоряжение большой объем материалов о ЧП в НИИАРе и обеспечила основу для своих дальнейших действий по защите интересов населения региона.

Трехнедельный выброс произошел в НИИАРе летом 1997 года. Он представлял немалую опасность для здоровья людей, потому что в атмосферу в повышенных объемах выбрасывался радиоактивный йод-131, вредный для щитовидной железы. Однако руководство атомного центра сведения о возникшей для населения радиационной угрозе тщательно скрывало. Именно по этой причине необходимая в таких случаях массовая йодная профилактики среди населения не проводилась. А

для того, чтобы оправдать себя, чиновники НИИАРа “подсунули” представителям контролирующих органов для подписания акт, в котором значилось будто бы мер по защите населения от радиационного воздействия не требуется. Данный документ стал для руководства атомного центра своего рода “охранной грамотой”, хотя под ним нет ни одной подписи специалистов медицины.

Проведя собственное общественное расследование, руководитель Димитровградского “Центра содействия гражданским инициативам” Михаил Пискунов и его коллеги пришли к другому выводу: непринятие соответствующих мер по защите здоровья населения при продолжительном выбросе радиоактивного йода-131 является серьезнейшей ошибкой на грани преступления и ведет к значительному увеличению количества заболеваний щитовидной железы среди жителей города Димитровграда, особенно детей.

Когда эти и другие факты общественного расследования были преданы огласке в газете “25 канал”, то генеральный директор НИИ атомных реакторов решил “придавить” общественника-правозащитника за его острую публикацию через суд. Этот судебный процесс длится уже более трех лет. По кассационным жалобам общественника-правозащитника Михаила Пискунова Федеральный арбитражный суд Поволжского округа трижды отменял судебные акты нижестоящих судов. И каждое новое рассмотрение дела продвигало судебное разбирательство вперед. В частности, полученные через суд от НИИАРа документы подтвердили, что повышенный выброс радиоактивного йода в НИИАРе летом 1997 года действительно происходил почти в течение почти трех недель, причем, в некоторые дни установленный суточный предел превышался в 15-20 раз. Несколько позже по запросу Димитровградского “Центра содействия гражданским инициативам” была проведена экспертиза полученных через суд данных на базе ЭНЦ РАМН. По ее результатам была признана ошибочность и неправомочность вывода НИИАРа о том, что будто бы мероприятия по защите населения от радиационного воздействия не требовались. Ученые подтвердили, что в условиях Среднего Поволжья, где существует дефицит стабильного йода в воде и пище, радиоактивный йод поглощается щитовидной железой особенно активно. А произведенные в “Центре содействия гражданским инициативам” расчеты на основе полученных через суд данных показали, что за три недели НИИАР выбросил в атмосферу столько радиоактивного йода-131, что при условии попадания всего этого количества в организм людей годовую дозу облучения могли получить свыше трех миллионов человек. К тому же, как выяснилось, из реактора в бассейн, откуда

радиоактивный йод-131 через трубу НИИАРа выбрасывался в атмосферу, попало свыше 500 Кюри названного радиоактивного вещества. Такой объем при выбросе в атмосферу мог нанести значительный ущерб здоровью всему населению Среднего Поволжья.

Арбитражный суд Пензенской области отказал НИИАРу в удовлетворении его исковых требований признать несоответствующими действительности и порочащими деловую репутацию института сведения о том, что “фактически выброс мог быть и более мощным” и что “…в результате случившегося резко возрастет количество эндокринных заболеваний, главным образом щитовидной железы, особенно у детей и у тех взрослых, у которых ее функция уже нарушена или ослаблена”.

– Теперь мы не согласны только с одним выводом суда в отношении оценки произошедшего на реакторе, – говорит правозащитник Михаил Пискунов. – Представители атомного центра требуют называть ЧП в НИИАРе не аварией, а просто событием или происшествием, но мы считаем, что повышенный выброс радиоактивного йода начался в результате именно аварии, так как на остановленном реакторе из-за грубой ошибки персонала произошла разгерметизация большого количества ТВЭЛов – тепловыделяющих элементов. По нашему мнению, в НИИАРе случился своего рода мини-Чернобыль, и мы намерены продолжить борьбу за справедливое решение в вышестоящих судах.

Учитывая выявленные в ходе судебного процесса факты, Димитровградский “Центр содействия гражданским инициативам” совместно с группой специалистов федерального уровня теперь планирует приступить к работе, направленной на улучшение организации йодной профилактики среди населения региона, в том числе в случае радиоактивного выброса. Дело в том, что защита щитовидной железы от воздействия радиоактивного йода бывает наиболее эффективной при приеме препаратов стабильного йода в первые два часа после начала выброса. Однако этими препаратами не обеспечено не только население “ядерного” региона, но их не оказалось даже у персонала реактора, на котором произошло ЧП.