В сентябре 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем известном выступлении перед Федеральным Собранием и членами Правительства России в качестве одного из национальных приоритетов назвал обеспечение граждан России доступным и комфортным жильем. Выбор этот отнюдь не случаен.

Жилищная проблема всегда имела первостепенное значение для всех поколений россиян. А сегодня, когда жилье стало платным, она приобретает не только социальное, но политическое и демографическое значение. Например, в Ульяновской области население ежегодно уменьшается на 10-12 тысяч человек. Одна из главных причин – низкая рождаемость, которая напрямую связана с отсутствием нормальных жилищных условий у молодежи.

Что делать? Какие меры предпринять, чтобы жилье стало доступным для широких слоев населения города Ульяновска, а самое главное – для молодых ульяновских семей?

Во-первых, нужно чтобы его было больше. Необходимо наращивать объемы жилищного строительства, строить самим и давать возможность застраиваться людям, привлекая частный капитал и банковские кредиты. В этом отношении Ульяновск вышел на передовые позиции в Приволжском федеральном округе. Темпы роста строительства в городе, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, увеличились в 1,7 раза! Так, на 1 октября 2007 года на территории города предприятиями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками введено в эксплуатацию 149,1 тыс. кв. м жилья, из них объектов индивидуального жилищного строительства – 74,8. Это результат очень серьезной конструктивной работы администрации города во главе с мэром Сергеем Ермаковым, застройщиков и всего строительного комплекса города.

В 2007 году по соглашению, подписанному с Правительством Ульяновской области, Ульяновск обязан ввести эксплуатацию 277-,6 тыс. кв. м жилья. Учитывая обеспеченность жилищными участками и темпы ввода жилья, цифры вполне реальные. К большому плюсу Ульяновска относится то, что здесь сохранилась достаточно мощная строительная база. Кроме крепких предприятий стройиндустрии, у нас есть заводы КПД-1, КПД-2, строительно-монтажные фирмы «Взлет-инвест», «Силен», «Истоки» и некоторые другие. Эти многопрофильные коллективы сегодня могут построить дом без денег граждан, на собственные оборотные средства или банковские кредиты, и цивилизованно, в соответствии с российским законодательством, продавать свое жилье.

Другой вопрос: где строить? По словам заместителя мэра Аллы Садретдиновой, администрация Ульяновска провела большую работу по подготовке земельных участков под жилищное строительство. В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» сформировано 38 земельных участков для жилищного строительства, из них 19 участков – под многоэтажное жилищное строительство.

В Ульяновске прошли первые торги, которые обеспечивают равноправие и доступ к земельным участкам всех участников строительного рынка. Наконец, как было уже сказано, принят Генеральный план развития Ульяновска, ведется детальная проработка его по районам с привязкой к инженерной инфраструктуре.

Проект комплексной застройки жилого микрорайона «Запад-1» (застройщик ООО «Взлет-Инвест») стал одним из победителей конкурсного отбора экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий под жилищное строительство. В настоящее время рассматривается вопрос о включении строительства инженерных сетей для названного микрорайона в программу «Комплексное развитие инженерной инфраструктуры в Ульяновске на 2007-2030 годы».

Большое значение в реализации программы доступного и комфортного жилья занимает малоэтажное строительство. Для пригородной зоны разработаны и согласованы проекты границ семи земельных участков под строительство малоэтажного жилья.

В то же время в Ульяновске продолжается застройка жилых кварталов на ранее сформированных земельных участках. Так, за девять месяцев текущего года в микрорайонах «Искра» и УЗТС введено в эксплуатацию 21,5 тыс. кв. м жилой застройки.

Темпы жилищного строительства в Ульяновске сегодня, как и во многих городах России, сдерживает недостаток энергетических и тепловых мощностей. Подстанция «Северная», тепловые мощности Южной котельной и моторного завода практически себя полностью исчерпали. Проблемным остается и вопрос с подключением к электросетям. Зачастую выполнение тех условий, которые выставляют энергетики, значительно удорожает строительство объекта.

Несмотря на эти критические замечания, мэрии Ульяновска удалось достаточно конструктивно выстроить систему взаимоотношений с застройщиками, предприятиями стройиндустрии и эксплуатирующими организациями.

Однако ситуация с реализацией программы «Доступное жилье» в Ульяновске, в отличие от других национальных проектов, далеко не однозначная. Есть как плюсы, так и минусы. Этот проект наиболее масштабный, сложный и рассчитан не на один год. Причем, как предупреждал первый заместитель председателя областного правительства Владимир Козин, «если кто-то думает, что «доступное жилье» – это опять какая-то «социалка», раздача льгот и преференций, то глубоко ошибается. Программа определяет, прежде всего, понятную всем и именно доступную, защищенную в правовом отношении схему приобретения жилья за собственные деньги любым гражданином России, в том числе и каждым жителем города Ульяновска. Вовлечение областной власти и органов местного самоуправления в рынок строительства жилья в качестве активного игрока должно регулировать этот процесс».

Одной из основных проблем национального проекта «Доступное жилье» в Ульяновске является наличие значительного количества домов, принадлежащих к аварийному’ жилому фонду. В целях решения проблемы ветхого и аварийного жилья Ульяновской Городской Думой была утверждена муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого аварийного жилищного фонда на период 2005-2010 годов». В настоящее время проводится анализ ветхого жилого фонда, указанного в данной программе, на предмет возможности освоения территорий после сноса аварийных домов.

Сегодня предприятия всех форм собственности и индивидуальные застройщики строят много и имеют все возможности еще больше увеличить темпы жилищного строительства в Ульяновске. Вопрос в том, кто это жилье купит: молодежь или льготные категории граждан. Напомним, что к последним относятся: военные и ветераны Вооруженных Сил, работники силовых структур, переселенцы с Байконура, с Крайнего Севера, а также граждане, которые пострадали от радиационных катастроф. В Ульяновске ведется постоянный учет таких лиц, а финансирование названной подпрограммы производится из федерального бюджета. К сожалению, в текущем году Ульяновску для названной категории лиц выделено всего 25 жилищных сертификатов.

В 2006 году на софинансирование подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» из средств городского бюджета было направлено 1 млн. рублей. На 2007 год объем финансирования из местного бюджета увеличен до 2 млн. рублей. Свидетельства на приобретение жилья получили 7 молодых семей. И хотя продолжается формирование списков претендентов на участие в этой программы, они пополняются очень медленно. К тому же из названной подпрограммы сразу же выпало многочисленное ульяновское студенчество. Мизерных стипендий едва хватает на проезд и еду. Такими темпами жилищную проблему в Ульяновске для молодежи не решить и за 500 лет!

– Основной проблемой в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей, – заявил Александр Букин, – является низкий уровень доходов населения и постоянный рост цен на жилье, и, как следствие, – отсутствие собственных денежных средств у молодых семей, даже с учетом суммы субсидии для приобретения жилья. Решить проблему возможно, используя ипотечное кредитование, при условии субсидирования государством процентных выплат по кредитам.

В самом деле, что бы там ни говорили, большая часть населения Ульяновска, особенно молодежь, имеет низкую покупательную способность, живет от зарплаты до зарплаты. В конце концов, можно построить дом, подключить его к инженерным сетям… Но кто при зарплате в 3000, 4000 и даже 10 тысяч будет покупать квартиры стоимостью 1,5-2 млн. рублей? Да еще под 15-17 процентов годовых? В этом случае ипотечный кредит в 500 тысяч рублей на строительство индивидуального дома в сельской местности, даже на 25-30 лет, для крестьянина кажется неподъемным.

Выход один – в совершенствовании механизма ипотечного кредитования. Некоторые политические деятели, как сообщают центральные СМИ, предлагают проявить политическую волю и заставить банки снизить процентную ставку до 3 процентов годовых. Но кто же будет работать себе в убыток, когда инфляция в России, по официальным данным, давно перевалила 10 процентов? Значит, необходимо искать другие пути, в том числе шире внедрять новые более дешевые материалы и передовые технологии, направленных на снижение себестоимости квадратного метра жилья.