Темпы роста экономики Ульяновской области соотносимы с общероссийскими, а вот по показателям уровня заработной платы регион плетется в хвосте не только среди всех регионов страны, но и в Приволжском федеральном округе. Так начал свое выступление на «круглом столе» в четверг региональный министр промышленности, предпринимательства и трудовых ресурсов Вильдан Зиннуров. Одной из причин не лучших показателей была названа выплата работодателями зарплат в конвертах.
– Те работодатели, – сказал министр, – которые скрывают реальные зарплаты своих сотрудников, тем самым реально их подставляют.
Далее о последствиях «черных» и «серых» зарплат говорил заместитель руководителя отделения Пенсионного фонда России (ПФР) по Ульяновской области Александр Чернышев.
С 1 января 2002 года в России введена система обязательного пенсионного страхования, в связи с чем пенсия получила три составляющие: базовую, гарантированную государством; страховую, зависящую от стажа работы, получаемого заработка и от того, насколько добросовестно работодатель делал отчисления в ПФР, и накопительную.
– Сегодня в области, – сказал Чернышев, – 19 тысяч работодателей. 4,5 тысячи из них с 2002 года уплатили менее половины страховых пенсионных взносов, тем самым лишив 103 тысячи ульяновцев значительных сумм в их будущих пенсиях. На пенсионные счета 14 тысяч работников только в 2006 году не было перечислено ни копейки. Общая задолженность в регионе по взносам с 1 января 2002 года составляет 727 миллионов рублей. Для примера, если работник при фактической зарплате в 10 тысяч рублей пять тысяч получает в конверте, то его ежегодные потери составляют 4,5 тысячи рублей, то есть в будущем к каждой пенсии он недополучит 380 рублей.
Заложниками в подобных случаях являются работники. В ситуации, когда в ответ на отстаивание своих прав в кабинете начальника можно вылететь с работы, едва ли кто решится требовать от работодателя перечислений в ПФР. С другой стороны, бизнес, задавленный налогами и вынужденный нести еще и коррупционные траты, просто вынужден на чем-то экономить, чтобы выжить.
Конституционный суд России в июле 2007 года признал, что невыплата работодателем взносов в Пенсионный фонд не может быть основанием для уменьшения размера пенсий работника. Суд предписал установить «источник выплаты той части страхового обеспечения, которое не покрывается страховыми взносами работодателя». А пока такой источник не определен, право застрахованных лиц должно обеспечивать государство. Правда, механизм расчета пенсий в таких случаях до сих пор не разработан.
P.S. На этой неделе, как сообщает официальная «Российская газета», вступили в силу правила выплаты пенсионных накоплений наследникам застрахованного лица в случае его смерти. По закону получить накопленные средства может правопреемник в том случае, если человек умирает до момента выхода на пенсию: будущий пенсионер может написать в Пенсионный фонд заявление с распоряжением, кому и в каких долях достанутся накопления в случае его смерти, в остальных случаях будет действовать порядок прямого наследования. Правила утверждены в двух вариантах: когда накопления учитывал Пенсионный фонд, а также в том случае, если они были переданы работником в ведение негосударственного пенсионного фонда.
Все работники, родившиеся после 1966 года, сообщает «РГ», уже пять лет направляют часть своего заработка на накопление. С 2002 года в ПФР обратилось 20 тысяч наследников тех застрахованных граждан, которые не дожили до пенсии.