Почти у всех наивных художников и художников-аутсайдеров – удивительные биографии. Их работы можно увидеть в Музее народного творчества в рамках Международного проекта «Фестнаив».
Из уборщицы – в модную художницу
Вот, например, одна «наивная» история. Катя Медведева – известный сейчас и в России, и за рубежом наивный художник. Она родилась в 1937 году, рано потеряла родителей и уже в войну начала путешествовать по стране одна. Оказалась в Баку, где попала в детдом. Закончила ткацкое училище и какое-то время даже работала по профессии. Но, почувствовав еще в детстве вольную жизнь путешественника, Катя никогда не оставалась долго на одном месте. Переезжала из города в город, перебивалась случайными заработками. Однажды задержалась уборщицей в провинциальном доме культуры. Убирала и с интересом заглядывала в изостудию. Как-то, увидев, как молодые художники рисовали натюрморт, Катя после работы решила тоже попробовать это сделать. Рисунок оставила на столе у преподавателя. Сейчас говорит, что уже тогда решила: похвалит он ее пробу кисти, она займется рисованием. На следующий день, когда в студии появился преподаватель, Катя, занимаясь
уборкой, презрительно сказала о ле жавшем на столе собственном произ ведении: «Что за каракули!». «И вовсе не каракули, – возразил преподаватель. – Очень даже интересный рисунок». С тех пор Катя аала рисовать. И однажды дорисовалась, говорит искусствовед Ольга Дьяконицина, одна из создателей проекта «Фестнаив», – приехала в Москву, в Союз художников, с чемоданом рисунков. Там, ничуть не стесняясь, заявила: «Я – художник!». К счастью, присутствовавшие на месте мастера самозванку не выгнали, а ее работы даже одобрили. Катя попала в нужную тусовку: стала выставляться и рисовать на Арбате, где ее картины заметили иностранные покупатели. Так ее работы попали в Германию, и их увидел живой еще тогда Марк Шагал. Знаменитейший художник похвалил автора: «Это очень хороший художник!».
Сейчас Екатерина Медведева забросила странствия и поселилась в столице, на квартиру и даже дачу ей хватило заработанных на творчестве денег. Работы же Кати выставляются на международных выставках наивных художников. Сегодня их можно увидеть и в Ульяновске – в наш Музей народного творчества на месяц приехали работы с Международной выставки «Фестнаив-2007».
Не примитивно, а от чистого сердца
На открытии «Фестнаива» в Ульяновске много говорили о терминах.
Ведь до сих пор наивное искусство в России – как будто за рамками искусства. Порой его называют и немного обидно – примитивизмом. Зато на одной из международных выставок наив назвали искусством от чистого сердца. Это на самом деле так, говорит Владимир Грознин, директор Московского музея наивного искусства, приехавший к нам открывать «Фестнаив».
– Эти художники не подражают кому-то, они пишут свое, – говорит Ольга Дьяконицина. – Они не знают законов творчества, они их придумывают.
Работы наивов всегда очень яркие и обычно очень личные – они, не стесняясь, пишут о том, что важно для них и, порой, для каждого человека.
Другие – работы аутсайдеров. И судьбы у этих художников, в отличие от наивов, не только удивительные, но и трагичные. Аутсайдеры -это люди с отклонениями в психике. И пишут они обычно не окружающий мир, а свой внутренний. Их картины поражают эмоциональностью.
Приехавший в Ульяновск «Фестнаив» собрал работы художников из 11 стран мира. Участвовали в международном проекте и ульяновские художники. А в следующем году исполнится сто лет со дня рождения Николая Козырина, самого известного наивного художника из нашей области. Писать картины он начал в 80 лет и занимался творчеством совсем недолго – уже в 1995 году умер. После смерти автора работы Козырина участвовали в международных выставках, прошла и его персональная выставка в Москве. В следующем, юбилейном для художника, году, его картины будут выставляться в Московском музее наивного искусства.