Они летели оттуда, из бесконечности, из чёрного-пречёрного неба, усыпанного крошевом жёлтых звёзд. Сначала в небе появлялись яркие точки, словно падающие звезды. Только они не гасли, а наоборот, становились всё ближе и всё ярче. И вдруг – как летающие тарелки – раскрывались над этими звёздами разноцветные пятна. Что-то фантастическое было во всем этом. В приближении освещённых ярких разноцветных куполов, что надвигались из тьмы, мигая разноцветными огнями своих загадочных сигналов. А на белом снегу новогодней гирляндой их манил этот заколдованный круг, в который стремились они попасть. В полной тишине, из черноты небесных глубин вдруг выныривали странные люди в облегающих комбинезонах со светящимися полосками, в загадочных и таинственных шлемах… Окажись здесь кто-то несведущий – точно бы решил, что на землю пришли инопланетяне…. Или терминаторы…

А это были просто ночные скайдайверы, спортсмены-парашютисты из Самары, Саранска, Москвы и Ульяновска, собравшиеся на самые непростые и уникальные соревнования. Впервые в Ульяновской области проводилось открытое первенство по ночным прыжкам с парашютом на точность приземления. Большинство из них, кстати, впервые пробовало испытать себя в ночном небе. И не меньшую необычность всего происходящего испытали именно они, ночные ведьмы и ночные колдуны, как они сами называли себя.

– Это фантастика! Даже трудно передать словами, что испытываешь, прыгая из самолета в эту чёрную бездну, – говорит юрист Роман Ляшукевич.

Тут надо бы пояснить: каждый нормальный парашютист скажет, что, сколько бы на его счету не было прыжков, всегда выход из самолета связан с неким страхом. Он может быть незаметным, но он всё равно есть. Он, собственно, и является причиной вспрыска адреналина, о котором любят говорить экстремалы. И это нормально, потому что организм человека, не рождённого летать, автоматически, на уровне инстинктов, начинает сопротивляться несвойственному выходу в пустоту…

– Но здесь, – продолжает Роман, – наоборот, какое-то полное расслабление, словно погружаешься в сон своего детства. Я вышел на поток и не увидел ничего, кроме чёрной бездны. Если раньше, покинув самолёт, уже обхватив руками поток воздуха, ещё провожаешь самолёт глазами, смотришь, как он удаляется от тебя, как покидают его твои друзья, то здесь Ан-2 почти сразу исчезает куда-то, словно и не было его, и попадаешь будто в другое измерение. Бездна. И тишина. Ничего кроме ветра в ушах. Но не страшно. Наоборот, как-то комфортно даже. Я перевернулся на спину и посмотрел на звёзды. Такие яркие и близкие… как в сказке. Снова перевернулся лицом к земле и увидел, какая она огромная… Никогда не видел её такой красивой, предновогодней. Переливается разноцветными огнями, видно, как бегут огни автомобилей, жизнь вечерняя кипит, как в муравейнике… долго бы так лежал на потоке, но начинает пикать в ухе предупреждающий сигнал: до земли тысяча метров, и пора раскрывать парашют. Трудность в том, что ориентироваться только по огням в темноте невозможно. Огни обманчивы. Манят, искажая расстояния. Кажется, что ещё до земли далеко, и вдруг неожиданно понимаешь, что вот он снег, вот они фигуры друзей, ждущих тебя на земле, и остаются секунды, чтобы выбрать правильный манёвр для посадки. В общем – фантастика!..

Это очень непросто – покинув самолет на полуторакилометровой высоте, выйти из темноты к светящемуся кругу и приземлиться точно на двухсантиметровый белый «пятачок» «старта». Говорят, что на ночных прыжках редко кому удаётся даже в большой круг попасть с первого раза.

Интересно было наблюдать за ними. Вроде, маститые спортсмены, воздушные волки, а после приземления как дети: радуются, подпрыгивают. Впрочем, какие там волки – ещё несколько лет назад они сами – простые юристы, экологи, предприниматели, офис-менеджеры и даже старшеклассники – с ужасом глядели через открытую дверь «Аннушки» в пропасть километровой высоты. Теперь, как отмечает шестикратный рекордсмен мира Олег Лосев, они уже приблизились к профессионалам. Их, членов Федерации авиационного спорта Ульяновской области (ФАСУ) было бы в этот вечер намного больше, но организаторы первенства допустили к соревнованиям только тех, у кого на счету более трехсот прыжков. Не кошки же, что видят в темноте, – тут одной смелости мало, ещё и опыт нужен. Хотя, конечно же, Федерация старается именно для них, для увлечённых любителей неба и экстрима, доставая на это средства «из воздуха», чтобы новые мальчишки и девчонки влюблялись в небо и авиацию, чтобы на «Авиастар» приходили не те, кому просто нужна работа, а эти, настоящие, авиаторы.

Собственно, ради этого и создавалась ФАСУ. Когда в лихие 90-е годы распался авиационно-технический спортивный клуб УАПК (авиакомплекс уже не мог его финансировать), увлечённые мальчишки и девчонки и влюбленные в авиацию инженеры остались. Авиамоделисты, дельтапланеристы, конструкторы самолётов малой авиации, парашютисты. Только разбрелись по гаражам и квартирам, продолжая заниматься любимым делом. Это про них сказал представитель Объединённой авиастроительной корпорации, приезжавший осенью в Ульяновск: «Вот какие кадры нам нужны». Сегодня их всех объединила Федерация авиационного спорта, у которой, правда, ни денег, ни помещения – ничего почти, кроме энтузиазма (простите за архаизм) и огромного желания возродить в Ульяновске авиационный спорт. Возможно, эти два концентратора созидающей энергии и помогают им каким-то невероятным способом находить спонсоров для участия в соревнованиях, чтобы в очередной раз подтверждать звание авиационного города и доказывать, что Ульяновск может быть на высоте.

Вот и сейчас исполнительный директор ФАСУ Владимир Дворянинов радуется, будто это он, отклонившись от центра всего на пять сантиметров, занял первое место, а не ульяновский эколог Сергей Косинский, для которого это был как раз юбилейный, пятисотый прыжок. Дворянинова можно понять: кубок шестикратного рекордсмена мира Олега Лосева остаётся в Ульяновске!

Сам Олег Лосев, главный судья соревнований, на счету которого несколько сотен ночных прыжков, из них три мировых рекорда, рассказывает, что это сейчас, когда аэроклубы РОСТО (ДОСААФ) практически перестали заниматься развитием и популяризацией авиационного спорта, ночные «прыги» устраиваются очень редко. Такое удовольствие и дороже обходится, и организовать сложней. «Все только и стараются делать деньги, – говорит Лосев, – а о молодёжи никто не думает». По его словам, на Западе авиационные виды спорта очень популярны, но аэроклубы там, как правило, частные. Есть деньги – занимайся. Но мы-то не Запад. У тех цель – бизнес. А в России ещё думают о душе и мечте. О молодёжи, о новом поколении увлечённых, в котором так нуждаются авиационные предприятия. И потому снова авиационные спортсмены собирают на очередные соревнования с миру по нитке, вкладывают свои небольшие средства.

Дворянинов надеется, что рано или поздно ради этой общей цели можно будет объединить усилия крупнейших авиационных предприятий Ульяновска и возродить полноценный авиационно-технический спортивный клуб в Заволжском районе. Правда, без содействия властей уже не обойтись. Не привыкли просить у власти, а здесь приходится. Потому что некуда звать молодежь – без своего аэродрома малой авиации никак не обойтись. Уже более года Федерация пытается получить в пользование участок земли под аэродром в районе четвёртой проходной «Авиастара». Они уже и от мусора очистили, и разровняли, и даже «взлётку» подготовили. И назвали аэродром «Мирный». Да только продолжают «воевать» за него, хотя очень «мирно»: куда только не обращались – все чиновники кивают, все «за». А участка нет. Пока они бегали с бумагами, именно этот участок стал вдруг называться зоной малоэтажной застройки (под дорогие коттеджи) и оказался среди продаваемых с аукциона. Достался неким нижегородским предпринимателям. Потом выяснилось, что именно по этому поводу арестован глава Заволжского района Владимир Николаев, обвиняемый в вымогательстве с нижегородцев взятки за возможность выигрыша на аукционе. Если то, что утверждает прокуратура, правда, значит, результаты аукциона положено аннулировать. Но никакой информации по этому поводу до сих пор нет. Впрочем, Дворянинова удивляет, как вообще может находиться зона частной жилой застройки вплотную к специальной рулёжной дороге для перекатки самолётов из цехов «Авиастара» на летно-испытательный комплекс. Один из руководителей ЗАО «Авиастар-СП», узнав о таком предназначении этой земли, не поверил и назвал всё это бредом. Между тем, когда принимался генплан, спортсмены-авиаторы собрали около пятиста подписей с просьбой не принимать непроработанный документ. Но и тогда их никто не слышал.

Где-то в чёрном небе гудит «Аннушка», возвращаясь на свой большой аэродром, друзья собирают парашюты, а Дворянинов продолжает рассказывать о том, как нужен этот «Мирный» аэродром области: «Малую авиацию давно пора возрождать. Она необходима области – сельскому хозяйству, бизнесу, лесникам, газовикам, пожарным, медицине. А пока получается, что наши владельцы самолётов, работая по заказам сельхозпредприятий, вынуждены базироваться в разных городах Поволжья, но только не у себя дома, хотя здесь в них нисколько не меньшая потребность».

Я смотрю на их разгорячённые и счастливые лица и думаю о том, что вся деятельность этих энтузиастов авиационного спорта похожа на полёт скайдайверов в полной темноте, когда яркие манящие огни чьих-то обещаний могут оказаться обманчивыми, и остаётся надеяться только на себя.