В четверг на прошлой неделе депутаты областного заксобрания приняли-таки поправки к областному закону «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции» и Кодексу Ульяновской области об административных правонарушениях. Теперь ограничение торговли спиртными напитками в нашем регионе будет действовать с 8 вечера до 8 утра, то есть на четыре часа дольше существовавшего ранее запрета.
К сведению читателей: областные законодатели приняли поправки к названному закону не сразу – два заседания понадобилось им, чтобы прийти к консенсусу. А заседания эти оплачиваются, между прочим, налогоплательщиками, как, впрочем, и содержание самих законодателей. А налогоплательщики – это мы с вами…
Действенная мера…
Не удивлюсь, если кто-то только сейчас узнал, что ограничение на продажу спиртного в Ульяновской области уже существовало. Действительно, запрет был, но как-то особо не проявлялся, и за его соблюдением никто никогда, похоже, и не следил, хотя областной КоАП предусматривает за его нарушение административные наказания в виде денежных штрафов. Но и тут удивляться нечему: не очень-то у нас соблюдаются и другие запреты. Например, на продажу пива и сигарет несовершеннолетним и на распитие спиртных напитков в общественных местах. Несмотря на то, что за нарушение последнего Госдума существенно подняла планку штрафов. У нас в России вообще и в Ульяновской области в частности строгость законов с лихвой компенсируется необязательностью их исполнения…
Бороться с пьянством закрытыми магазинами – не ульяновская выдумка. Ночью крепкий алкоголь нельзя купить в Санкт-Петербурге, Нижегородской, Томской и Челябинской областях. В некоторых странах Европы крепким спиртным по ночам тоже не торгуют. Повод везде один: пьяные преступники – главная угроза для ночных городов.
Но, чьей бы эта выдумка не была, поправки приняты, и уже через десять дней после опубликования названного решения в официальной прессе спиртные напитки крепостью выше 15 градусов после восьми вечера продаваться в розничной сети области не будут. Авторы поправок – чиновники облправительства – полагают, что увеличение срока действия запрета поможет снизить потребление спиртного (и, как следствие, уровень преступности), которое в нашем регионе (только по официальным данным!) составляет сегодня 25 бутылок водки в год. В расчете на душу населения, включая больных, стариков и младенцев. По данным же неофициальным – все 40! А в области только в этом году зарегистрировано 30 тысяч алкоголиков. Общее же их количество, по мнению специалистов, примерно раз в семь превышает это число. Ситуация, следует признать, и впрямь критическая и что-то делать для ее исправления просто необходимо. Но изменит ли решение ЗСО «пьяную» картину, сложившуюся на сегодня в области, в сторону ее отрезвления?
…или имитация?
Вряд ли. Не случайно же депутат ЗС Алексей Куринный назвал сделанные его коллегами поправки имитацией борьбы с пьянством и с преступностью.
Сказано жестко, но если вдуматься, то иначе чем имитацией решение областных законодателей и не назовешь. А с депутатом солидарны еще и медики. Почти так же отозвался о принятых поправках и Николай Федорищенко – врач высшей категории, психиатр-нарколог, кодироваться от пьянства к которому люди приезжают в Ульяновск даже из столицы. А почему? Да потому, что проку от «нововведения» не будет ровно никакого! Торговля паленой водкой в области не пресекается – бутылку за 25 рублей можно купить едва ли не в каждом доме Ульяновска! А продление запрета только расширит нишу для алкогольных теневиков. И, возможно, скоро водкой по ночам снова начнут торговать еще и таксисты, как это уже бывало в былые антиалкогольные кампании – ничего не поделаешь: если в одном месте убывает, то в другом обязательно прибудет.
Кроме того, вне зоны внимания депутатов остались так называемые лекарственные препараты в виде настоек и просто медицинского спирта в стограммовых пузырьках, которые широко продаются не только в аптеках, но и в хозяйственных магазинах и в круглосуточных киосках. Кстати сказать, большая часть как попавших, так и не попавших на учет алкашей употребляет как раз не ту водку, продажу которой решили ограничить депутаты – их алчущим душам милей и доступней «паленка», «перчик», настойка боярышника, самогон, тройной одеколон, жидкость «Трояр»… И ты им хоть напрочь запрети продажу спиртного, они все равно напьются – ищущий, как говорится, да обрящет!
Не задевает запрет и пива, и всяческих слабоалкогольных коктейлей и «энергетиков». Между тем любой специалист скажет, что алкогольная зависимость развивается от любого напитка, в котором содержится этиловый спирт. Исключением, пожалуй, является только кефир – кефирный алкоголизм ни в одном учебнике не описан, хотя этот кисломолочный продукт и содержит до 0,5 процента алкоголя. В пиве же спирта куда больше, но главное не в этом. Коварство пива заключается в том, что, будучи слабоградусным, самым доступным, но все-таки спиртным напитком, оно «вербует» будущих алкоголиков среди подростков. Подавляющее количество юных алкоманов начинали именно с пива. Врач-нарколог Николай Федорищенко считает, что ограничение на продажу могло бы быть действенным, если бы с 8 вечера до 8 утра была запрещена продажа всех спиртосодержащих напитков без исключения.
Из истории вопроса
В самом деле, за трезвость бессмысленно бороться только запретами на торговлю спиртным или сухими законами. Более того, истории известны факты, когда алкоголиков просто казнили. Например, китайский император Ву-Вонг в 1220 году до нашей эры издал эдикт, согласно которому подвергались смертной казни все лица, захваченные во время попоек. В древней Индии воздержание от алкоголя считалось обязательным не только для касты браминов, но и для других сословий. Браминов же, уличенных в пьянстве, заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино, кипяток, коровью мочу или кипящее молоко до наступления смерти. А их жены, уличенные в пьянстве, изгонялись из дому, а на лбу им каленым железом ставили клеймо в виде сосуда, из которого пили вино.
В Афинах при Драконе опьяневших просто убивали. Солон сперва штрафовал архонтов за пьянство, а при вторичном «залете» этих должностных лиц казнили. По законам Римской империи каждый римлянин имел право убить свою жену, если заставал ее пьяной. А Карл Великий поступал с пьяницами следующим образом: вначале их наказывали в закрытом помещении, потом публично, а если эти средства не помогали, они подлежали казни.
В мусульманском мире свободный человек, нарушавший запрет Магомета на употребление вина, подвергался 40 ударам палки, а раб – 80. В Голландии алкоголиков крепко привязывали ремнями к сиденью, укрепленному на блоке, и три раза погружали в воду. А в добропорядочной старой Англии когда-то существовал обычай надевать на алкоголиков ярмо и водить их по главным улицам города.
Но люди даже под страхом смерти продолжали пить…
Лечить, а не показушничать
Совершенно очевидно, что бороться с пьянством как с таковым бессмысленно. Например, в СССР, где в конце 20-х годов прошлого века развернулась бурная антиалкогольная кампания, уже в начале 30-х был сделан крутой поворот в алкогольной политике. Было дано указание перейти от «узкой антиалкогольной работы к развернутой борьбе за оздоровление бытовых условий». Считалось, что «разрешение проблемы пьянства и алкоголизма произойдет само собой по мере роста благосостояния и культуры людей». И это, видимо, было правильным решением. Ведь уже к 1940 году в СССР потреблялось на душу населения не более 2,5 литра чистого алкоголя (12,5 бутылки водки) в год.
Может быть, и нашим законодателям, и властным чиновникам следовало бы пойти по такому пути и взяться, наконец, за лечение болезни общества, а не загонять ее внутрь?
Тем более что именно власть (федеральная или региональная – не важно) виновата в том, что оно (общество) стало таким – именно она, начиная с 1991 года, усиленно спаивала россиян потому, что ей не нужен был народ, способный трезво оценивать все то, что с ним выделывали горе-реформаторы 90-х. Теперь, когда отчетливо наметился курс на восстановление былой мощи России, настала необходимость народ отрезвлять. Но добиваться этого нужно не запретами, больше похожими на показуху, а реальными делами: возрождением заводов, фабрик и сельхозпроизводства, строительством жилья, качественным образованием и здравоохранением, достойными пенсиями и зарплатами. Нужно вернуть людям хоть часть того, что у них было отнято, вернуть им веру во власть, в себя, в будущее свое, и тогда положение изменится к лучшему. Но областным депутатам, видимо, проще вносить пустые поправки в неисполняемые законы, убивая на это время и народные деньги. Короче, если говорить словами Ленина, то страшно далеки от народа эти наши народные избранники…