Накануне нового года атмосфера в стране наполняется не столько праздничным настроением, сколько массовым психозом. Вызван он ожиданием очередного скачка цен на товары, услуги и проч. Уже, кажется, привыкли, что постоянно дорожают квартиры, а наступление нового года – рубеж, за которым цены на них по традиции подскакивают рывком. В страхе ждет население и новые цифры по тарифам на коммунальные услуги. И на продовольствие. И уже на дела из сферы, стоящей на границе с вечностью.
Включаю на днях местное радио, слышу рекламу. Примерно такого содержания: компания ритуальных услуг реализует надгробные памятники со скидкой. Только до конца декабря. То есть потом будет повышение цен. И как же, думаю, клиенты – будущие, надо полагать, поскольку бывшие обещанной скидкой воспользоваться уже вряд ли смогут – должны на эту рекламу среагировать. Поспешить умереть в оставшуюся до 1 января неделю, чтобы сэкономить? Или закупить памятники впрок, поставить их в прихожие, и пусть стоят, родимые, взятые по дешевке, чтобы при каждом взгляде на них радовались сердца? Или еще как-то?
Из своего деревенского детства я помню, что во дворе одного из наших соседей стояла деревянная, сделанная заранее, ограда. Ее хозяин, старик лет под 90, изготовил ее сам, такую, какую хотел. А может, на наследников не очень надеялся. Новогодних сюрпризов в виде регулярного повышения цен в моде в те годы не было, и призывать раскупать гробы и памятники с праздничной скидкой никто тогда еще не додумался. Дикая, одним словом, была эпоха.