Путину пишут тысячи писем в день. В Интернете на сайте Президента постоянно размещаются еженедельные отчёты о работе с обращениями граждан. Проходит неделя, и отчёт появляется в Интернете. Но последний месяц зимы подкачал: самый «свежий» отчёт датирован 3-8 декабря: 11137 писем, из них 996 – на иностранных языках. Однако в декабре писем Путину могло бы быть на одно больше. Просто, вместо того, чтобы направить его в Москву, житель Нового города Николай Николаевич Афанасьев принёс его в редакцию «Нового града Симбирска». «Открытое письмо президенту страны», – так начинается письмо Афанасьева Путину. Зачем он его написал?
23 страницы исписаны аккуратным почерком. Конечно, есть и исправления и листы, склеенные из двух частей. Лев Толстой переписывал «Войну и мир» начисто несколько раз. Но Лев Николаевич был графом. Афанасьев же всю жизнь проработал учителем (история, русский язык и литература), и сегодня он – обыкновенный российский пенсионер. А на российскую пенсию не сильно разгуляешься…
Родился Николай Николаевич в 1941 году в селе Ерзовка Чердаклинского района. Преподавал во многих учебных заведениях (в том числе в школе № 20 Нового города, в педагогическом колледже № 4 и в вечерней школе при исправительной колонии). Учителя 20-й школы до сих пор помнят, как Афанасьев организовал небольшую театральную труппу из преподавателей. И афиши сами делали, и даже в недалёкие «гастроли» ездили. Тепло отзываются они и о жене Николая Николаевича – Зое Тихоновне, 50 лет отдавшей трудному учительскому делу.
А «вскладчину» Афанасьевы учительствовали 95 лет. После последних надбавок пенсия у Николая Николаевича «выросла» до 4100 рублей. А здоровье… Редко у тех, кто всю жизнь работал, оно остаётся хорошим. «Но на больничный мы не уходили. Я, когда узнал, что по больничному дома можно целый месяц дома находиться, не поверил. Больной – не больной, таблетку в рот – и на работу. И так – всё время, пока к шестидесяти годам не прижало. Почти вся пенсия уходит на лекарства. Субсидии не получаем: немного не дотягиваем до разрешенного барьера. Однажды сел и посчитал: сколько только одному мне нужно на продукты. Буханка хлеба – на три дня, на эти же три дня – батон, картошка, морковь, свёкла, капуста и так далее. Колбасу и мясо не считал. Получилось: половина пенсии – на еду… Из одежды – только та, что куплена несколько лет назад».
А ещё у Афанасьевых двое детей да внуков четверо. В общем, жизнь не из окна лимузина наблюдают…
И вот, на 23-х страницах – о пенсионерах и молодёжи, партиях и олигархах, сельском хозяйстве и промышленности, власти и выборах, национальных проектах и стабфонде (целой газеты не хватит, чтобы напечатать полный текст письма). И на последней странице: «С искренним уважением к Вам».
Зачем? Может, он наивный?
– Мне хотелось, чтобы читатели знали, что НУЖНО говорить об этом. Не нужно молчать, мириться с несправедливостью. Лет через 5-6 мы же вымрем…
– Думаете, если не молчать, то что-то изменится?
– Конечно!
– Вы пишете Президенту. Но есть губернатор, мэр, гордума…
– Те проблемы, которые я поднимаю, ни губернатор, ни мэр не решат…
– Полагаете, что Путин не знает того, о чём Вы пишете?
– Думаю, что нет. Может, я наивный, но думаю, что до него не доходит вся правда. Он всё равно далёк от народа.
– И что, он не знает, что творят его же подчиненные, например, Зурабов?
– Зурабов – ужасный человек. И я поражался: как при ТАКОМ президенте, его так долго держат. Ведь Зурабов буквально издевался над инвалидами, ветеранами.
– Но ведь Ваше письмо тоже попадёт к подчинённым Путина…
– Потому и нужно в газету писать.
– Зачем? Разве в газетах мало критикуют и правительство, и Президента?
– Нет… Говорят неконкретно, вокруг да около. Не называя фамилий. Но как же можно, если не говорить правду, если за справедливость не бороться?
– Когда работали, тоже за правду боролись?
– Я всегда правду отстаивал, и людей, которых унижали и обижали.
– А Вам за это…
– Всё было, всё было… Но я не терпел бездушия и черствости.
– Жена читала ваше письмо?
– Читала. И говорила: «Тебя посадят за твое письмо». Я говорю: «И пусть». Я уже ничего не боюсь. У меня внутри всё клокочет от несправедливости.
– Вы долго писали свои 23 страницы?
– Я начал писать его в прошлом году после «прямой линии» с Путиным. Пытался дозвониться и сказать ему о положении людей старшего поколения и молодёжи. Хотел сказать, что нельзя так. Мы вкладывали всю душу в нашу державу. И вдруг оказались брошенными этим государством. Я же хорошо помню, как нам сначала прибавили 30 рублей, потом 50… позорище такое… потом 120, 147. Теперь вот Президент предложил: 300 рублей. Но это же – подачки!
– Не думаете, что последние повышения связаны с выборами?
– Конечно! Это – игра на публику: вот, мол, как мы заботимся о народе. Всегда перед выборами верхушка власти старается бросить народу подачку.
– За кого голосовали 2 декабря?
– За КПРФ. Это единственная оппозиционная партия. Все остальные подстраиваются под единороссов.
– Вы, случайно, не обратили внимание на то, как из Путина светоч и надежду России сделали на этих выборах?
– Конечно! Но нельзя же так! Человек он, безусловно, уважаемый, умный, трезвомыслящий. Владеет несколькими иностранными языками. Государственного масштаба человек. Но мне кажется, что он попал под влияние… не то, что под влияние… слово бы найти… он как бы оказался под влиянием верхушки олигархов… ельцинского окружения…
– Вы думаете, что Путин не самостоятелен? Что им руководят люди с большими деньгами?
– Да… Он не был так активен, как в последние полгода. В последнее время он как-то больше… защищает интересы России. Печётся о нуждах народа. Стал даже как-то проще говорить. Хотя, это, может быть, связано с новыми президентскими выборами… Мне не хотелось бы думать, что его, как марионетку, за ниточки дёргают. Но меня беспокоит, что он всё же поддаётся влиянию миллиардеров. Это меня очень беспокоит…
– Всё же есть подозрение…
– Безусловно… Если бы он полностью был самостоятелен, то давно бы изменилось отношение к жизни простых людей. А мы только и видим, как его окружение ему докладывает, что всё хорошо… И ВВП растёт, и пенсии, экономика и сельское хозяйство поднимаются. Да где же оно поднимается? Еду на дачу в автобусе, выезжаю за Новый город – пустые поля. А раньше – и пшеница на них росла, и горох, и гречиха, и кукуруза… А какие в Архангельском фермы были? Теперь на полях не то, что кусты, деревья растут, фермы развалились! Ну, как с этим можно мириться? А от рассказов ребят в колонии сердце кровью обливается. Есть среди них, которые прямо говорят, что их за дело посадили. Но их вынудили совершить это преступление. А есть такие, которые сидят за мелочь. По телевизору смотришь – то мэр, то губернатор, то банкир, то депутат воруют миллионами. И всем – один, два года УСЛОВНО! А мальчишке дали пять лет за то, что он залез к старушке в погреб и банку с огурцами утащил. Как же после этого можно верить «верхам»? Вот мне жена-то и говорит: «Ты что, думаешь, правду найдёшь?» А я не примирюсь. Сколько мне жизни отпущено… А молчать не буду. Ведь чему я детей учил? Я учил их правде… Правде жизни. Служить Родине…
Постскриптум
На сайте Путина сообщили, что за одну декабрьскую неделю в его адрес поступило больше 11 тысяч писем. Как правило, в разделе «Что пишут Президенту» управление по работе с обращениями граждан публикует обзор этих писем. В последнем обзоре – всего шесть тем.
Это – положительные отклики из Самарской области – о своевременности финансовой поддержки субъектам Федерации в совершенствовании организации школьного питания (спасибо нацпроекту «Образование»). Из Ставропольского края и Тверской области пишут о необходимости развития системы предоставления массовых государственных услуг населению на базе многофункциональных центров. Из Липецкой сообщают о применении канадских технологий в строительстве коттеджей (квадратный метр площади при таком строительстве не превышает 19 тыс. руб.). Из Саратовской области жалуются на недоступность телеканала «Культура», а жители Калуги недовольны тем что «Спорт» транслируется лишь на коммерческой основе. Доцент Киевского университета, защищавший диссертацию в Москве, сообщает, что на Украине не признают российских дипломов о присуждении учёных степеней. В то же время, проживающие в России украинцы не имеют проблем с легализацией своих дипломов…
Всего за неделю (вместе с написанными на иностранных языках) – 12133 послания Президенту. О письмах, подобных афанасьевскому, в обзоре не упоминается. При восьмичасовом рабочем дне, затрачивая на одно письмо, пусть, 10 минут, один человек потратит на прочтение писем, отправленных Путину за одну неделю, 252 дня…
Источник: “Новый Град Симбирск” от 27 декабря 2007 г.