В предыдущем номере «НГС» мы рассказали об извещениях, которые получили жители дома № 8 по проспекту Ульяновскому от своей управляющей компании (УК). В извещениях сообщалось о проведении общего собрания (в форме заочного голосования). На собрании предлагалось проголосовать за введение новой услуги (уборку подъездов) и утвердить за неё ставку – 0,88 коп. с квадратного метра. Также было предложено ввести ещё одну дополнительную услугу – капремонт. Проголосовать предлагалось с 20 декабря 2007 г. по 14 января 2008 года. А новые ставки и размеры оплаты ввести с 1 января 2008 г…

В день выхода «НГС» жители Ульяновского, 8 позвонили и сообщили, что в УК им сказали: «В извещении – опечатка (как мы и предполагали)». На самом деле за уборку подъезда предлагается собирать не 0,88 копейки, а 0,88 рубля. То есть, в 100 раз больше. Впрочем, дело не просто в опечатке. Дело в том, что 0,88 копейки (а не рубля) было напечатано не только в извещениях, но и в бюллетенях для голосования. Это значит, что в бумаги либо нужно вносить исправления, либо перепечатывать их заново. Если учесть, что в управлении «Жилстройсервис» больше 120 домов Нового города, сами можете представить, какая это работа (и кто ее будет делать?).

После выхода статьи позвонили жители сразу нескольких домов, которыми управляет УК ООО «Жилстройсервис». Вопросы и недоумения – те же, о которых мы писали. А на Львовском, 18, оказалось, уже разнесли бюллетени для голосования (начало голосования – 24 декабря, окончание – 21 января). Все звонившие сообщали, что начало голосования в их документах – декабрьское, окончание – в январе, а размеры оплаты предлагается установить с 1 января…

После изучения пунктов для голосования, напечатанных в бюллетене, вопросов появилось гораздо больше.

Твой дом – мои деньги?

О первом вопросе – 0,88 копейках – уже говорилось. А всего в бюллетене десять вопросов для голосования (далее – информация из бюллетеней Львовского, 18).

Второй вопрос (о перечне работ по ремонту общего имущества дома) почему-то свёлся лишь к ремонту одного подъезда, ремонту шва и замене трёх клапанов (всего – на 102 тыс. руб.). Из этой сотни 15 тысяч выделено на «непредвиденные расходы» (об этом сообщается в Приложении №1). Что такое непредвиденные расходы – неизвестно, это предстоит выяснять самим жителям. Но что интересно, Приложение №1 согласовано и подписано старшим по дому, которого, судя по бюллетеню, ещё только предстоит выбрать, проголосовав по седьмому вопросу. В общем, человека ещё не выбрали, но документы он уже почему-то подписал…

Смысл третьего вопроса, скорее всего, придётся уточнять в УК. Цитирую: «Использовать денежные средства по текущему ремонту общего имущества дома, превышающие денежные средства населения, в счёт последующего погашения населением оплаты по текущему ремонту». На мой же взгляд, смысл этой фразы в следующем. Жители платят за жилищно-коммунальные услуги. УК делает какие-то работы по дому и заявляет жителям: «Мы потратили на вас больше, чем с вас собрали. Верните нам этот долг. Вы же сами проголосовали за это на общем собрании!» Но. Куда и сколько потрачено УК – никто из жителей не знает. Работа УК чрезвычайно непрозрачна, отчёты о её работах на доме сводятся лишь к нескольким пунктам. Так что у жителей возникают естественные подозрения: а нет ли в отчётах приписок? Конечно, я могу ошибаться, но разговор со старшими по дому №11 по проспекту Ленинского Комсомола всё выше сказанное подтвердил.

Сомневаться в том, что я ошибся, не позволяет и Приложение №2 к бюллетеню «Тарифы на содержание и текущий ремонт на 2008 год», которое предлагается утвердить в четвёртом вопросе. Но в Приложении №2 есть подозрительные пропуски. В шапке бюллетеня написано: «К бюллетеню заочного голосования с (пропуск – Г. А.), по (пропуск – Г. А.), 200 (пропуск – Г. А.) г.» Вместо пропуска всегда можно вписать нужную дату и год. Согласитесь, что такие документы доверия не вызывают.

Сами же тарифы почему-то расписаны не по всем наименованиям работ, а только по укрупнённым (в сумме). Так что жители, на самом деле, не получили информации о составе тарифа. В сумме тариф составляет 9 руб. 48 коп. с квадратного метра (на 2007 год – 8 руб. 10 коп.). В приложении есть два раздела: уборка территории (летняя и зимняя) и тариф на них. Так вот, 9,48 получается, если взять среднюю стоимость зимней и летней уборки. Среднее получается, если зимняя уборка (а она дороже летней) занимает по времени, как и летняя, – полгода. В перечне работ по зимней уборке уже сегодня можно назвать работы, которые не выполняются. Так что вопрос справедливости и открытости тарифа – по-прежнему открыт.

Далее. Интересен рост составляющих тарифа по сравнению с 2007 годом. Уборка территории – на 26%, строительные мероприятия (очистка кровли от мусора, грязи, листьев; осмотр конструктивных элементов здания; обновление указателей номеров подъездов и домов; содержание и оборудование детских площадок; содержание оконных и дверных заполнений) – на 130%, содержание системы электроснабжения, электроэнергия мест общего пользования и лифтов – на 47%, услуги по начислению и сбору платежей – на 100%. В общем, много непонятного, что никак не разъясняется и не расшифровывается. На самом деле, зачем мы платим по 20 копеек с квадратного метра за… «услуги паспортного стола». За красивые глазки паспортисток?

Или, например, «плата за управление многоквартирным домом» – 0,9 рубля с метра (9,4% от общего тарифа). Не много ли?

Пятый вопрос предлагает, в отличие от всех десяти, вариант выбора – ставки по капремонту. Жителям предлагается проголосовать либо за 1,50 руб., либо – за 2,50 руб. с квадратного метра, либо – собирать на капремонт «единовременно»… Какой из них выбрать, по какому критерию? Но, предположу, первым желанием у большинства будет – проголосовать «против» во всех трёх вариантах. А жаль. Почему – читайте ниже…

Слово о капремонте

Введение дополнительной оплаты – за «капитальный ремонт» – на самом деле чрезвычайно нужно. Во-первых, потому что наши дома в самом деле нуждаются в капремонте. Во-вторых, вступивший в силу федеральный закон №185 («О Фонде содействия реформированию ЖКХ») предполагает выделение дополнительных средств на капремонт из федерального бюджета. Для Ульяновской области это – 1 млрд. 458 млн. 247 тыс. (в течение четырёх лет, начиная с 2008 года). Сумма, хотя и недостаточная, но немалая. И если деньги расходовать с умом, а не разворовывать, то – довольно ощутимая. Но не воровать вряд ли смогут. И как оказалось, взять полтора миллиарда пока тоже не могут.

Потому что для того, чтобы деньги получить, необходимо утвердить региональные программы (а их пока нет). И, что в нашем случае очень важно, – к заявке на эти деньги региональная власть должна приложить решения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

Есть и ещё одна тонкость. В решении общего собрания должно быть обязательно указано, что жители домов обязуются: проводить капремонт, принять участие в муниципальной адресной программе проведения капремонта (программы такой до сих пор нет), утвердить на общих собраниях перечень работ по капремонту. В перечень работ (согласно закону №185) входят: ремонт инженерных сетей, в том числе с установкой приборов учёта; ремонт или замена лифтов; ремонт крыш и подвальных помещений; утепление и ремонт фасадов. Разве всё это нам не нужно ремонтировать?

Как скоро муниципальная власть разродится программой – неизвестно. Но если решения общих собраний принимаются описанным выше способом, то вероятность «пролететь» над федеральной кассой достаточно велика. По крайней мере, в этом году…

Хотя, не исключён и «традиционный» вариант: правдами и неправдами всё же получить деньги из фонда и растащить сотни миллионов привычными для чиновников и дельцов от коммуналки способами…

Я вам не скажу за всю Одессу…

Но за Казань, например, скажу (по информации со счетов, выставленных жителям двумя разными УК). В 2007 году, например, за лифт в Казани брали не с квадратного метра, а с человека. За уборку подъезда – 0,40 руб. с квадратного метра в одной компании, 1,09 руб. с метра – в другой. За освещение мест общего пользования (МОП) начисляли по счётчику (в среднем, по 7-10 руб. с квартиры). В одной компании на капремонт собирали уже в 2007 году – по 1,7 руб. с метра. А за управление домом в обеих компаниях брали дешевле (0,52 руб. и 0,63 руб. соответственно), чем в Ульяновске (0,82 руб.)

Ещё в Ульяновске несколько лет подряд смешивают мух с котлетами («Жилстройсервис» переложило эту практику и на 2008 год): включают в одну строку электроэнергию на освещение МОП и лифтов (0,57 руб. с метра). Ладно бы, лампочки в подъездах меняли сотрудники УК, а не сами жильцы. Но зачастую в подъездах по несколько лет отсутствуют даже электропатроны! А каково при этом платить за лифт жителям первых или вторых этажей (1,57 руб. с метра), плюс оплачивать (им же) электроэнергию для лифта и неосвещённые лестничные клетки?! Быть может, вы думаете, что это – копейки? Совсем нет. При суммарной жилой площади первого этажа (двух трёхкомнатных, одно- и двухкомнатной квартир), пусть, около 210 метров, получается 450 рублей в месяц. За два этажа (на второй этаж на лифте практически никто не поднимается) – 900 рублей. В год – почти 11 тысяч. И это – с одного подъезда! За не оказанные услуги!!!

Пока же жители домов, которыми управляет «Жилстройсервис» в раздумье: соглашаться ли платить за уборку подъезда, если эта уборка всего на 2 копейки дешевле, чем плата за управление их домами?

Кстати. Есть не только казанские примеры: в одной ульяновской УК за уборку подъездов платят по 0,3 руб. с метра, а в одном известном мне ТСЖ собирают не с метров, а с человека. По 10 рублей…

Почему – с 1 января?

На самом деле: почему голосование заканчивается 14 или 21 января (в разных домах), а новые размеры оплаты предлагается ввести с начала года?

Старшие дома №11 по проспекту Ленинского Комсомола рассказали, что в «Жилстройсервис» собирались провести голосование ещё в сентябре. Но в связи с приближающимися выборами рисковать не стали. Однако и после 2 декабря в УК «проснулись» почти в самом конце года…

Пока же, говорят старшие, в их доме голосуют против уборки подъездов. Что же до капремонта, то ещё осенью прошлого года жители этого дома написали письмо в мэрию, в котором просили разъяснить механизм учёта и расходования денег. До сих пор – никакого ответа. И потому, раздумывая – а можно ли доверять капремонт своей УК, люди больше склоняются к мнению: пока не будет механизма контроля денег – голосовать против капремонта.

Но самое скандальное ещё впереди: ведь мы пока не ходили к кассам ООО «РИЦ», чтобы заплатить за январь 2008-го…

Источник: “Новый Град Симбирск” от 10 января 2008 г.