Сегодня исполняется 180 лет со дня рождения петербургского фотографа Вильяма Каррика. Один из первых в России фотографов, он дружил с Менделеевым, помогал Герцену и снимал Симбирскую губернию.
Пел для великой княгини Вильям Каррик появился на свет в семье шотландских купцов, перебравшихся в Россию.
Дела у Эндрью Каррика, отца Вильяма, шли хорошо. Поэтому его сын, отличавшийся с детства творческими наклонностями, мог себе позволить обучение в Петербургской академии художеств. Шесть лет он учился в классе архитектуры. Правда, больше архитектуры занимала Вильяма живопись. Очень много времени он проводил у преподававшего в академии художника Александра Брюллова, брата знаменитого Карла Брюллова. Вхож был Каррик и в высшее петербургское общество. Там он прославился своими музыкальным и театральным талантами. Вильям пел на вечерах у великой княгини Елены Павловны, сестры Александра I. Аккомпанировал ему молодой Антон Рубинштейн, будущий известный композитор.
Помогал революционерам Проучившись шесть лет в академии, Каррик уехал в Италию, где прожил около пяти лет. Вернуться в Россию ему пришлось из-за резко изменившейся жизни родителей. Эндрью Каррик, во-первых, заболел, а во-вторых, оказался разорен. Из-за Крымской войны России с Англией ему пришлось остановить торговлю, кроме того, в пожаре сгорел товар, приготовленный для отправки в Европу.
Обеспечение семьи пало на плечи Вильяма. Поначалу он думал зарабатывать, рисуя акварели, но это оказалось делом малоприбыльным. Тогда он обратил внимание на только появившееся в России искусство фотографии. Поняв, что новинка должна быть прибыльной, Каррик решил заняться фотоделом профессионально. Для начала он поехал учиться в Эдинбург. В Шотландии Каррик познакомился с фототехником Мак-Грегором, ставшим затем его близким другом и помощником.
В это время в Лондоне увидели свет первые номера «Колокола» опального Герцена. Возвращаясь в Россию, Каррик первым привез в страну три номера запрещенного журнала. Чуть позже за чтение «Колокола» в Санкт-Петербурге был арестован Павел Мухин. Каррика же вызывал к себе князь Долгорукий, шеф III отделения, но какоголибо серьезного наказания фотограф не понес.
Фотографировал ученых и позировал художникам Вместе с Мак-Грегором, приехавшим в Россию, Каррик открыл в Петербурге одно из первых фотоателье. За несколько десятков лет там была создана серия портретов русских ученых, литераторов, художников, общественных деятелей. Каррик снимал Менделеева, Ге, Крамского, сделал посмертное фото Некрасова. Не меньшее внимание уделял он и простым людям целью фотографа было запечатлеть «русские типы».
Одним из первых в России Каррик начал заниматься фоторепродуцированием живописи переносил картины на снимки. Художники-современники высоко ценили эту работу, считая ее пропагандой искусства. А Менделеев заказывал у фотографа репродукции картин для своей коллекции.
Впрочем, как свидетельствовали современники, этим сотрудничество фотографа и художников не заканчивалось. Так, художники использовали пейзажи с его снимков для создания своих полотен. А сам Каррик, имея недурную внешность, становился моделью. Так, есть сведения о том, что с него Карл Брюллов писал одну из фигур в Исаакиевском соборе.
700 симбирских снимков Создавая галерею «русских типов», Каррик делал снимки не только в столичном Петербурге, но и в провинции. В 1871 году добрался он и до Симбирской губернии. Здесь вместе с Мак-Грегором фотограф больше месяца прожил у своего друга Николая Соковнина, имение которого находилось в Сенгилеевском уезде. Фотограф с помощником, как свидетельствуют воспоминания Соковнина, все время проводили на ногах, делая в день до 25 негативов. Снимали не только пейзажи, но и людей простых крестьян, вообще впервые видевших фотографа. Путешествуя по всей Симбирской губернии, Каррик стал фотографомэтнографом на своих снимках он запечатлел национальные костюмы и обряды разных народов, живущих в нашем крае. Чуть позже Каррик еще раз побывал в Симбирской губернии, закончив так называемый «Симбирский цикл». Вошло в него около 700 фотографий.
Многие из них были показаны в 1876 году на всемирной выставке в Париже и на международной выставке в Лондоне. Таким образом жители Симбирской губернии впервые предстали перед европейцами.
Швейцарский след К сожалению, ни Симбирск, ни Ульяновск никогда не располагали полным «Симбирским циклом» Каррика. Сейчас небольшое количество его снимков и копий с них хранятся в фондах Краеведческого музея и заповедника «Родина В.И. Ленина».
Большая же часть фотографий оказалась раскиданной по миру. Их поиском и изучением судьбы Каррика уже много лет занимается краевед Сергей Петров. По его данным, часть «Симбирского цикла» хранится в Кунсткамере и Российской национальной библиотеке в Петербурге, частью владеет Фелисити Эшби, родственница Каррика, живущая в Великобритании. Большую часть работ Каррик продал фотоизобретателю Льву Варнеке, который и выставлял их в Лондоне и Париже. Варнеке умер в Женеве. Вероятно, именно в Швейцарии можно отыскать работы из «Симбирского цикла» Каррика. Издать альбом, содержащий хотя бы часть этих фотографий, было бы крайне интересно для изучения истории нашего края.