Оценить проект новых правил содержания животных можно только одним словом – абсурд. Прежде всего, по той причине, что фундамент, подведенный под них, – постановления Совета министров РСФСР аж от 1980-81 годов, благо, ни народных комиссаров… Пустые, ничего не значащие слова, укомплектованные в пункты и абзацы с единственным подтекстом – отстрелять и утилизировать.
Какая нужда обращаться к архивным документам 30-летней давности на пороге восьмого года нового тысячелетия, так же как и сама необходимость написания новых правил?
На сей раз чиновники превзошли самих себя. Удобно устроившись в кабинетах, ни во что не вникая, не ведая ни о чем, кое-как, с грехом пополам «состряпали пирог» и приподнесли его горожанам.
Похоже, запамятовал главный эколог города, непревзойденный мастер разговорного жанра, что в Ульяновске существуют три общественные зоозащитные организации, старейшей из которых 11 лет, которые как никто выстрадали именно выстрадали, эту проблему, зная ее изнутри, с чьим мнением нужно считаться в первую очередь.
Абсолютно бессмысленно заниматься обсуждением сущей галиматьи но на некоторых из раза вон выходящих пунктах хотелось бы остановиться, тем более что за каждым из них – вопрос. В частности:
1. Кто и когда будет оборудовать площадки для выгула собак?
2. Кто будет создавать благоустроенные, соответствующие всем санитарным нормам пункты передержки отловленных животных с кормежкой, обслугой, охраной?
3. Какой хозяин повезет свою собаку справлять нужду на пустырь, если ему в 8.00 быть на работе?
4. О каких приютах для животных, созданных общественными организациями, идет речь в 1.19? Когда создание приютов для животных, так же как и введение стерилизации, т.е. решение общегородской экологической, эпидемиологической, нравственной проблемы является прерогативой исключительно муниципального образования с постоянным источником финансирования.
Нашлись же средства на памятник букве Ё, диванчики, фонтанчики, прогулки по Елисейским полям и любование красотами Пекина и Тянь Чжоу… Потребуется, найдутся и еще для воплощения безумных идей, таких как ледовый дворей или пешеходная зона. А любимый город с нетерпением ждет цивилизованного решения давно назревшей проблемы.
О тишине особо. Как известно, окружающий нас мир многообразен и многозвучен. Испокон веков на Руси кукарекали петухи, лаяли собаки, гремел гром, завывала вьюга. И если ночью где-то, когда-то залает бездомная собака, ничего страшного не произойдет. Домашние же дома спят так же, как и их хозяева. Зато в любое время года, среди ночи, особенно летом через открытые окна, время от времени можно услышать матерщинную брань, имитирующие пение дикие выкрики, во весь голос телефонные переговоры, хлопанье дверей подъезжающих и отъезжающих автомашин, громкую музыку их них, а порой и завывание сирен сигнализации. На фоне такого кошмара собачий лай, пожалуй, покажется колыбельной песней.
Ну а если, к примеру, в квартире надо мной – евроремонт, справа – меняют окна и двери, а слева – электропроводку, сверля стены, как отбойным молотком, если мой сосед – скрипач, а чей-то ребенок разучивает гаммы, значит, выходит, я должна ненавидеть этих людей, строчить на них жалобы, а они – на меня за то, что моя собака встретила лаем непрошеных гостей? Поэтому, следуя здравому смыслу, с учетом царящих в нашей жизни ненависти, злобы, неприязни, не нужно такими правилами сталкивать людей лбами. Напротив, следует призывать их быть коммуникабельными, доброжелательными, терпимыми друг к другу, усвоив раз и навсегда, что многоквартирные дома – это общежития, в которых за каждым порогом, за каждой дверью -с воя жизнь. А посему никто ни под кого не может, да и не обязан подстраиваться. И уж совсем анекдотичный пункт, наделивший мэра сверхполномочиями, согласно которому мне, хозяйке отдельной собственной квартиры, мэр, вторгаясь в частную жизнь, будет давать указы, каких животных содержать и в каком количестве. А как же тогда насчет прав человека, или они на наш город не распространяются. Ну а если я просто никому не открою дверь? Тогда, видимо, квартиру будет брать штурмом спецназ, чтобы точно установить количество животных в квартире. Интересно, а мэр при сем будет присутствовать? Куда лучше и нужней было бы мэру вместо того, чтобы считать кошек и собак, так же как и спецавтохозяйству по уборке города заняться своими прямыми обязанностями, очистить город от грязи, мусора, хлама, полчищ крыс и комариных облаков летом, от нависающих сосулек, снежных завалов и гололеда – зимой, основных и серьезных причин травматизма, с чем люди, а особенно автомобилисты, сталкиваются ежедневно по нескольку раз в день. Это вам не случайный укус собаки!
В октябре месяце 2002 года Городской Думой были приняты Правила содержания животных в г. Ульяновске, разработанные Академией Государственного управления с учетом решения этой проблемы на Западе. Представительная аудитория, обсуждавшая проект Правил, вселяла большие надежды на то, что дело, наконец, сдвинется с мертвой точки. Однако, надежды оказались напрасными. За минувшие пять лет ни один из пунктов правил не был реализован. Локомотивом этих Правил должен был стать комитет по охране окружающей среды и природопользования г. Ульяновске во главе с его председателем – Салтыковым А.В., который не предпринял ни малейшего движения, чтобы сделать хотя бы самую малость. Более того, Правила предусматривали непосредственное участие мэрии в решении этой проблемы путем создания при нем зоологической комиссии, отвечающей за состояние животных в городе. Увы, мэрия тоже не захотела этим заниматься. Основное достоинство Правил от 2002 года – поистине гуманное отношение к живым существам, рядом с нами живущим, и строжайший контроль за бригадами спецавтохозяйства по отлову животных. При обсуждении этих Правил Общественной организацией «Добровольное Общество защиты животных г. Ульяновска» было внесено, но, к сожалению, не учтено особой важности предложение о повышении ответственности владельцев за приобретенных животных, вплоть до введения штрафных санкций относительно лиц, пополняющих армию бездомных. Причем, правом составления протоколов и наложения штрафов должны быть наделены общественные организации, истинно заинтерерсованные в наведении порядка. Если к штрафным сборам добавить средства, расходуемые на экипировку и содержание душегубов из спецавтохозяйства, да присовокупить финансовую поддержку мэрии за счет сокращения наружных украшений города, поскольку вначале следовало бы привести в порядок город изнутри, глядишь бы и проблема живых душ была бы решена.
Что же касается проекта новых Правил с его бессмыслицами и фантазиями, пусть разработчики оставят его на память о своем, некогда бредовом состоянии и безответственности.
Для реальных дел приемлем лишь единственный вариант Правил – продукт деятельности Академии Государственного управления. Скорректированный и дополненный, он может стать для нашего города руководством к действию.