К 70-летию Аксентия Галагозы

Все, что есть в мире людей, – дело рук человеческих, и каждый оставляет в этом мире свой неповторимый след. Ульяновский фотограф и фоторепортер Аксентий Галагоза оставил след исторический и зримый – на века. В его фотографиях не только биография страны и ульяновского края, но и свой целостный художественный мир. Он умел талантливо увидеть, запечатлеть и был влюблен в свою профессию. Это почувствует каждый, кто хоть однажды видел его фотографии: будь то портрет, жанровый снимок, пейзаж либо фоторепортаж со стройки, завода или сельских полей. А сколько поэзии и одухотворенности в его женских портретах!

25 января Аксентию Галагозе исполнилось бы 70 лет. Прошло несколько лет, как «неистового фоторепортера» не стало, но ульяновцы продолжают говорить о нем с уважением, как о живом. Он был человеком отзывчивым, необычайно популярным, имел много друзей и просто приятелей. Но главным в его жизни была работа, точнее – искусство черно-белой фотографии. Мне довелось тесно общаться с Галагозой и работать с ним в «Народной газете», «Волжском строителе». В своих фотографиях он стремился передать самую сокровенную суть человеческой натуры, старался «подсмотреть» поведение человека в самый кульминационный момент. Таковы серии «Концлагерь «Саласпилс», «3 плюс 3», «Актер и зритель» и многие другие. Невозможно остаться равнодушными к фотопортретам «Хозяйка дома», «Старый мельник», «Живой цветок» и другим. Очень неординарным подходом отличались фотоснимки Аксентия по строительной тематике.

Аксентий Галагоза был неоднократным участником и становился дипломантом всесоюзных, зональных и областных выставок. А за серию фотоснимков «Ему шестьдесят» и «Гол» автор был отмечен 5 дипломом первой степени и главным призом зональной выставки республик Поволжья – золотой медалью. В начале 70-х А. Галагоза стал дипломантом престижного седьмого международного конкурса «За социалистическое искусство» в Будапеште. Да и впоследствии он еще не раз завоевывал почетные призы за свое жизнеутверждающее искусство.