По итогам 2007 года в Ульяновской области сократилось нецелевое использование государственных средств

Задача Контрольно-счетной палаты Ульяновской области (далее – КСП) – организация контроля за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, областной госсобственности, территориального фонда обязательного медицинского страхования. Об основных аспектах ее деятельности мы разговариваем с председателем КСП Натальей Горячки-ной.

– Что нового показали мероприятия КСП в истекшем году?

– Главный вывод по итогам проверок прошлого года таков: в использовании средств областного бюджета произошли положительные изменения. Если раньше болезнью многих организаций и учреждений было нецелевое использование финансов, то в 2007-м мы отмечаем снижение уровня подобных нарушений. Разумеется, это результат совместной работы законодательной и исполнительной власти, контролирующих и правоохранительных органов. Был усилен как внешний, так и внутренний финансовый контроль, ужесточена мера ответственности руководителей. И вот результат: в ходе 29 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных на 52 объектах, выявлены нарушения на сумму около 300 млн. рублей, что в два раза меньше показателей-2006. Чаще всего это неэффективное использование средств облбюджета.

– Что это такое?

– Например, финансирование осуществлено своевременно, средства получены в полном объеме, но не использованы и остались лежать на расчетном счете. Или государственный контракт заключен, деньги перечислены, а оборудование получено позднее установленных сроков и т .д. Показательный случай. Мы проводили проверку расходования средств на питание в одной из больниц и выяснили, что сумма на приобретение продуктов соответствует нормативам, а меню – нет. Больных кормят кашей и макаронами, а мясных и молочных блюд недостаточно.

– Значительные финансовые потоки поступают в область по линии нацпроектов. Насколько эффективно они используются ?

-Реализация национальных проектов проводится в основном за счет средств федерального бюджета. Соответственно и контролируется федеральными органами, хотя и КСП не остается в стороне. Мы изучаем исполнение бюджетов муниципальных образований и в программу проверки обязательно включаем вопрос целевого и эффективного использования сумм, выделенных на реализацию нацпроектов.

Так, в одном из районов выясни ли, что в райбольнице средства для приобретения оборудования и оплаты труда врачей тратятся на медикаменты. Результаты проверки сообщены в облправительство, где принято решение разработать типовое положение о нормах расхода средств для всех больниц региона.

– Куда вообще направляются материалы проверок КСП?

– Мы передаем их региональному парламенту, где они рассматриваются на заседании бюджетного комитета, а при необходимости становятся предметом обсуждения на заседаниях и направляются губернатору для принятия конкретных решений. После каждой проверки КСП выдает предписание об устранении нарушений, а через некоторое время выясняет их выполнение. Недостаточно выявить нарушения – необходимо добиться, чтобы они были устранены.

– Какие наказания предусмотрены за нарушение финансовой дисциплины?

– Передача материалов в прокуратуру. По представлению КСП возможен запрет на осуществление определенных расходов. Но чаще всего руководителя приглашают на заседания ЗС, что действует порою сильнее, чем штрафы. Отвечать перед депутатским корпусом и признавать свои ошибки – не слишком приятно.

– Какие задачи стоят перед Контрольно-счетной палатой в 2008 году?

– Нам предстоит изменить саму концепцию финансовой проверки. Если раньше основной задачей было выявление нецелевого использования бюджетных средств, то теперь на первое место выходит эффективность использования. Рубль должен обрести стратегию.