Холода заставили власть обратить более пристальное внимание на коммуналку. Вернее, на её составляющую – низкую температуру в квартирах. Областная и городская власти занялись теплом. Правда, в тот момент, когда морозы уже пошли на убыль…

В прошлую пятницу губернатор Сергей Морозов посетил ОАО «Домоуправляющая компания №2 Засвияжского района» (мы уже привыкли к сокращению – ДУК). Непонятно, правда, почему губернатор, а не мэр посетил ДУК Ульяновска. По итогам визита губернатор отметил, что «из-за ряда недоработок (подробности о недоработках не сообщаются – Г. А.) работа управляющих компаний будет взята на контроль Правительством Ульяновской области». Взятие «на контроль» – дело для губернатора привычное. Чего не скажешь о мэре. Перечень мероприятий во время реформирования городской коммуналки, оставшихся без мэрского контроля, достаточно большой.

Кто старое помянет…

Причина сегодняшних беспорядков кроется в событиях более чем двухгодичной давности. Именно тогда родился план реформирования ЖКХ Ульяновска, подписанный исполняющим обязанности заммэра Андреем Пашенцевым (ныне работающим в правительстве области). Передача функций подряда от муниципальных к наспех созданным частным УК стала оселком реформирования. Частным подрядчикам стали передавать в управление жильё по закрытым критериям, без всяких конкурсов и тендеров. Бери – сколько можешь. Брали. Отдавали… И к новоявленным управленцам с уставным капиталом всего в 10 тысяч рублей потекли миллионы. Ермаков, вернувшийся из отпуска, выразил недовольство действиями Пашенцева, не утвердил его в должности зама, но «реформирование» не остановил и не вмешался в его течение.

После Пашенцева все заместители мэра по ЖКХ были только исполняющими обязанности. Но более заметный след оставил житель Нижнего Новгорода Юрий Гаранин. Гаранин активно занялся созданием «подконтрольных», как он говорил, городской власти домоуправляющих компаний (ДУКов). Надо сказать, ДУКи резво принялись пудрить горожанам мозги, выставляя в качестве своих преимуществ «близость» к власти (а некоторые из них были даже оштрафованы за нарушение закона «О рекламе»).

Правда, «пудра» от Гаранина сделала своё дело, и ДУКи заполучили приличную часть жилфонда в своё управление. А городская власть (и районные администрации) так активно агитировали ульяновцев за ДУКи, что «забыли» предупредить: руководят ДУКами те же директора, что и в муниципальных УК (просто сидят на двух стульях). И что по организационно-правовой форме ДУКи нисколько не отличаются от уже ставших привычными частных УК. Все ДУКи – акционерные общества, суть – частные компании…

Гаранина Ермаков тоже не смог утвердить своим полноценным заместителем, и Юрий Анатольевич умчался в Нижний… В общем, коммунальную реформу делали люди временные, ни за что не отвечающие. Какой спрос с исполняющего обязанности?

Добавьте к этому полную информационную завесу для горожан и обман, препятствия в организации ТСЖ, и прочая, прочая… Плюс маленький нюанс от мэра: как однажды сознался Сергей Николаевич, распределение жилфонда между УК происходило не без участия заинтересованных депутатов гордумы.

«Кто старое помянет, тому глаз – вон», – скажете? А продолжение пословицы помните? «А кто забудет, тому – оба…»

В суд или к Президенту?

В результате отсутствия даже маломальского контроля городской власти (и мэрии, и гордумы) за реформированием ЖКХ и размерами оплаты за коммунальные услуги наступило следующее.

Тарифы взлетели до «потолка», устанавливаемого федеральной службой по тарифам (а на тепло и того – выше). Преимущества в росте тарифов постоянно получали… энергетики.

В установлении размера оплаты на содержание и ремонт царит вакханалия. Для домов, жители которых не выбрали способ управления, на 2008 год мэр установил оплату в 9,48 руб., но перечень работ, входящих в «содержание», жителям до сих пор не известен.

Частные УК, глядя на мэрию, установили такой же размер оплаты. Но одни включили в эту сумму уборку подъездов, другие попытались превратить уборку в дополнительный отъём денег у жильцов. Более того, во многих УК ещё формально не окончено проведение общих собраний, на которых рассматривается размер «содержания» и перечень работ. Но в ООО «РИЦ» почему-то уже взимают с людей за январь «по-новому».

Капремонт – отдельная «песня», но соавтор музыки – тот же: мэрия. В одних УК размер тарифа на капремонт рассчитывался с учётом степени износа каждого дома и принят решением общих собраний. В других, опять же, при неоконченном до сих пор процессе проведения общих собраний этот тариф уже установлен в размере 1,5 руб. с метра (в ООО «РИЦ» висят объявления о тарифе с 1 января 2008 года).

Без участия комитета ЖКХ мэрии (голосования комитета в качестве представителя собственника – муниципалитета, имеющего в среднем по каждому дому около 30% голосов) УК просто не могут (и теоретически, и практически) установить ни размер оплаты на содержание и ремонт (и перечень работ), ни тариф на капремонт.

Вывод: если общие собрания собственников ещё не закончены, то все «решения» по размерам оплаты и тарифам на капремонт незаконны.

Выход из ситуации. Может, выход подскажет мэр?..

Сергей Николаевич, вы всё ещё мэр Ульяновска? Или вы, как это, к сожалению, стало традиционным, предложите ульяновцам обращаться в суд? Или собирать подписи под обращением в Правительство и администрацию Президента (настоящего или будущего, как успеют), в котором во всей красе распишут бездействие администрации города? Даром что 2 марта – выборы. Быть может, хоть там услышат голос возмущенных вашим бездействием людей, избравших когда-то вас мэром? Не обижайтесь, а попытайтесь понять бьющихся с коммунальным беспределом людей, которые придумали название ещё одному, почти национальному проекту: «Недоступное жульё». Так говорят, конечно, не обо всех УК. Но об очень многих…

Сергей Николаевич, есть предложение!

Герой одного из фильмов говорит: «Если не знаешь, что делать, делай первый шаг».

Сергей Николаевич, есть предложение. Два года ульяновцы требуют, чтобы им предоставляли платёжные документы до того, как они пойдут платить за коммуналку. Посмотрите: «Волга-Телеком» уже давно разносит по почтовым ящикам счета на плату за телефонные переговоры. Значит, сделать это возможно. В конце концов, Сергей Николаевич, разве Вы хуже мэров, например, Казани или Самары? Ведь в этих городах уже несколько лет заранее выставляются счета на оплату ЖКУ.

Этим шагом Вы убьёте даже не двух, а целое стадо зайцев!

Первое. Исполните, наконец-то, требование постановления Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 года (цитирую: «Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата»). И Вы уйдёте от обвинения в неисполнении закона!

Второе. Предварительным выставлением счетов Вы сообщите ульяновцам массу неизвестной для них сегодня информации. Опять же, перечень сведений, которые должны сообщаться в платёжном документе, изложен в этом Постановлении.

Например: наименование УК, ТСЖ, ЖСК, номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), имя руководителя, номера контактных телефонов, номера факсов и адреса электронной почты, и т.д. Таким образом, устранится ещё один пробел, и многие горожане, наконец-то, узнают о том, кто управляет домом, с кого требовать, кому пожаловаться.

Третье. В документе должны указываться наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, единицы измерения объёмов (количества) коммунальных ресурсов или отведённых сточных вод. И не нужно ограничиваться перечнем всего из пяти услуг (которые сегодня указываются в квитанциях ООО «РИЦ»). А можно указать, например, 30 услуг (как в казанском варианте). В том числе и те, которые входят в размер оплаты за содержание и ремонт. В таком случае меньше станет вопросов «За что платим?», и заодно спрос с УК повысится.

Для первого шага достаточно… А полный перечень информации, которая должна содержаться в платёжном документе, повторюсь, содержится в постановлении №307.

Если Вам, Сергей Николаевич, кто-то скажет, что потребовать всё это с УК может только собственник, то вспомните, что в домах, которыми управляют частные и муниципальные УК и мэрией взращенные ДКУи, около 30% неприватизированных квартир. Интересы этих 30% в отношениях с УК представляет муниципалитет (а влияние 30% голосов, согласитесь, гораздо больше, чем голос собственника только одной квартиры). Вы имеете полное право либо внести изменения в договор с УК, либо инициировать собрание собственников дома, либо потребовать с УК элементарного исполнения постановлений Правительства, Жилищного Кодекса и федеральных законов. Дел-то – на один день… Ну, на два. А дальше – только контроль. Но тут двумя днями не обойдёшься.

На мой взгляд, это один из реальных вариантов решения части проблем ЖКХ. Сделает власть первый шаг навстречу горожанам, глядишь, тогда и начнут забывать ульяновцы о проекте «Недоступное жульё». А там мы и второй шаг предложим…

Источник: “Новый Град Симбирск” от 31 января 2008 г.