Погрузиться в пучину теплого моря, плескавшегося в наших краях почти полторы сотни миллионов лет назад, позволяет выставка «Загадки Симбирского мезозоя».
Несколько десятков образцов окаменевших остатков морских обитателей собраны в уникальной экспозиции в музее «Дом Языковых», филиале Ульяновского областного краеведческого музея. Они хранят тайны, над разгадкой которых бьется не одно поколение палеонтологов.
Нужно заметить, что Ульяновская область – настоящая Мекка для тех, кто ищет следы доисторических чудищ. Если в Европе считается за счастье найти за год фрагменты одного мезозойского ящера, то у нас раскапывают фрагменты пятерых-шестерых. Иногда попадаются прекрасно сохранившиеся экземпляры, как это случилось в прошлом году в Сенгилеевском палеонтологическом заказнике.
На выставке можно, в прямом смысле слова, заглянуть в гигантское «око» Времени. На самом деле, это окаменевшая склера глаза ихтиозавра с рельефами от зрачка и радужки. Словно вылепленный скульптором, он бесстрастно «смотрит» прямо на тебя, и этот взгляд ощущается почти физически.
Еще одно необычное впечатление – от слепка ласты другого вида морских ящеров, плиозавра. Двухметровая конечность этого колосса чем-то напомнила кисть человеческой руки с тонкими пальцами музыканта. Сходство, подтверждающее родство всех живых существ нашей планеты. Ласта будто машет нам, посылая привет из доисторического прошлого.
Разгадать некоторые из загадок мезозоя помогает одна из создателей выставки, заместитель директора краеведческого музея Ольга Бородина. Почему, например, останки ящеров и других морских обитателей дошли до нас в хорошей сохранности?
– Специалисты, – рассказывает она, – связывают это с тем, что в нашем море имелись участки с ядовитым сероводородом. Случайно попав в выброс облака этого газа, животные мгновенно погибали, а их тела, погрузившиеся на дно, быстро заносило песком и илом.
Некогда в нашем море в большом количестве водились гигантские аммониты. В научном мире они ценятся за размеры и сохранившийся на некоторых из них перламутр. Эти «ракушки» достаточно хорошо изучены, а вот их собратья – гетероморфные аммониты – таят в себе много неизвестного. Завитки у них не соприкасаются друг с другом, и от этого они напоминают червяков. По одной из версий, такая их форма – признак вырождения. До сих пор ученые не могут понять, как передвигалась эти существа. Совсем недавно, благодаря новым способам препарирования, выяснилось, что на панцире у них имелись шипы, которые и могли использоваться для перемещений. А питались эти морские уникумы, по предположениям, так: создавали вокруг себя облачко слизи, в которое попадали мелкие рачки и частицы органики.
Поделочный камень симбирцит-тоже «посланец» из мезозоя. Вообще-то, встречается он и в других местах. Однако симбирцит из нашей области отличается особой красотой, многообразием цветов и вкраплениями из пирита, ископаемого перламутра, органики. Такое разнообразие оттенков создают соли железа, марганца и стронция. Органические же добавки придают этому камню из группы кальцитов целебные свойства. Так что носите, модницы, симбирцитовые украшения на здоровье!
Для детей авторы экспозиции придумали сделать «песочницу». В ней, орудуя кисточкой, будущие палеонтологи могут «откопать» скелет ихтиозавра. Он, конечно, не настоящий. По образцам дошедших до нас фрагментов его сделали из полимерного материала. Пусть понарошку, но приятно осознать себя первооткрывателем!