22 января правительство Ульяновской области на основе федеральной программы «Развитие АПК и регулирование агропродовольственного рынка» утвердило областную программу — «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области на 2008-2012 годы». Предполагаемый объем ее финансирования составит 13,5 миллиарда рублей на пять лет. Это средства областного и федеральных бюджетов, а также собственные средства сельскохозяйственных предприятий. Планируется, что уже по итогам 2008 года индекс производства продукции агропромышленного комплекса в целом составит 103,8% по отношению к 2007 году. Эти события и приезд в Ульяновск в рамках региональной недели стали поводом для нашей встречи с председателем Комитета Государственной думы по аграрным вопросам Валентином Денисовым (фракция «Единая Россия»). Разговор получился обстоятельным и интересным

— Валентин Петрович, предполагаемый объем финансирования АПК области в течение пяти лет, в соответствии с принятой программой, составит порядка 13,5 миллиарда рублей. Это средства областного и федеральных бюджетов, а также собственные средства сельскохозяйственных предприятий, тогда как финансирование программы на федеральном уровне составляет 552 миллиарда. Почему Ульяновской области дали так мало?

— Давайте вначале правильно расставим акценты. Первое. Понятие «дали — не дали» в нашем случае просто неуместно. После принятия федеральной программы каждому субъекту Федерации было предложено при формировании регионального бюджета на 2008 год руководствоваться параметрами, заложенными при расчетах финансирования федеральной программы и трехлетнего федерального бюджета. Проще говоря: чем больше средств на развитие АПК заложено в региональном бюджете, тем больше средств будет выделено региону федеральным центром. Второе. Финансовый ресурс выделяется только под конкретные программы и проекты. А это означает, что все зависит от инициативности субъекта Федерации, своевременности и качества заявок и соответствующих документов, представляемых в федеральный центр для участия в той или иной программе. Третье. Инвестиционная привлекательность того или иного региона. На каждый государственный рубль, вложенный в развитие села, необходимо привлечь как минимум два рубля в виде частных инвестиций. К этому следует добавить возможности использования кредитного портфеля самых различных финансовых институтов. В первую очередь «Россельхозбанка» и Сбербанка, которые кредитуют фермеров под 14 и 12 процентов годовых. Но и эти проценты не ложатся полностью на плечи сельских предпринимателей — выплату 10 процентов берет на себя государство. И последнее. Названная вами сумма в 13,5 млрд. рублей мне сегодня представляется весьма условной, это скорее некий рубеж. Жизнь заставляет постоянно корректировать бюджеты всех уровней.

— Вы считаете, что кредиты действительно помогут селу выжить и возродиться?

— Они уже помогают. А потом, что у нас, много альтернатив? Это доказывают результаты участия ульяновцев в национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса», который успешно реализуется в основном на кредитных ресурсах. Конечно, государство стремится сделать их льготными, в первую очередь — за счет субсидирования кредитной ставки. К чести крестьян, должен сказать, что в целом по стране, и по Ульяновской области в частности, возвратность кредитов, например «Россельхозбанку», ныне составляет 99,8 процента. Это самый высокий показатель в кредитной практике вообще. И говорит это о том, что крестьяне — самые ответственные и законопослушные кредитозаемщики в стране.

— Валентин Петрович, вы уверены, что в ближайшем будущем Россия в состоянии будет кормить себя сама? После осеннего взвинчивания цен в это верится с трудом. Растут цены на ГСМ, газ, энергию, удобрения. Это никак не способствует росту производства на селе.

— Да, мы имели ряд негативных всплесков повышения цен в стране, связанных в том числе и с тем, что Европейский союз отказался в прошлом году дотировать своих фермеров. До отмены дотаций на одну голову КРС фермер получал 2 евро в день! Представляете, какие это деньги?! Как только дотирование отменили, фермеры подняли цены. И целый ряд договоров нам пришлось пересматривать. Придется вносить изменения и в бюджет, и в программу поддержки АПК. Да, к сожалению, мы еще плохо применяем государственные регуляторы, влияющие на сдерживание цен. Да, мы еще неэффективно применяем антимонопольное законодательство. В то же время хочу сказать: а до каких пор крестьяне могут нести социальную нагрузку по обеспечению дешевым продовольствием? Это забота государства. Считаю, что, поддержав и укрепив российского товаропроизводителя, мы в состоянии решить в стране проблему насыщения рынка отечественным продовольствием. Все, что может производиться в России, должно быть достойно представлено на прилавке.

— Что-то затихли разговоры о вступлении России в ВТО…

— Могу предположить, что первый этап после вступления России в эту организацию будет для нас небезболезненным. Со временем мы, вероятно, получим и плюсы от своего участия в данном сообществе. Но «врываться» в ВТО, как это делают некоторые другие страны, это не наш стиль. Всему свое время…

— Можно ли сегодня говорить о том, что в нашей стране существует государственная аграрная политика?

— Говорю ответственно: да. Это стало возможным в результате принятия Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и вышеупомянутой федеральной пятилетней программы. Мы прошли самый тяжелый для российского села период, когда государство после исчезновения Советского Союза вообще самоустранилось от сельского хозяйства и нужд сельских территорий. Благодаря поддержке Президента Владимира Владимировича Путина был принят и успешно реализуется национальный проект «Развитие АПК». И еще один существенный момент. Мы серьезнее начали заниматься кадровой политикой, развитием материально-технической базы аграрных вузов. Посмотрите, сколько за последние годы сделано на площадке Ульяновской сельскохозяйственной академии. Построен административный корпус, ремонтируются учебные корпуса и общежития, на очереди — реконструкция котельной. При этом мы осознаем, что требует большего внимания со стороны власти система подготовки специалистов среднего звена, массовых профессий. Внедрение новых технологий невозможно без квалифицированных кадров. Говорю о повышении внимания власти к проблеме, но при этом хочу подчеркнуть, что подготовка кадров — задача и для бизнеса, развивающегося в агропромышленном комплексе.

Деньги на селе сегодня, конечно, важный фактор развития, но, пожалуй, важнее все-таки человек. Хочу сказать, что пока в конкретной деревне не появятся реальные Иванов, Петров, Гарифуллин, которые способны взять ответственность на себя, объединить вокруг себя земляков, заложить тот или иной бизнес, деревня будет прозябать. Главное — найти лидера. И это — как в стране в целом, так и в Ульяновской области — пока проблема. Такие люди появились. Назову лишь две фамилии: фермер Евгений Кузнецов в Сенгилеевском районе и фермер Василий Козлов в Майнском районе. Таких специалистов и организаторов, как они, сегодня нам нужны сотни.

— А почему вы их так выделяете?

— А потому что у них крепкие фермерские хозяйства, высокие зарплаты у их работников. Например, у Козлова механизаторы кроме того что работают на новой компьютеризированной технике получают порядка пяти тысяч в месяц. В начале 90-х годов они оба взяли небольшие посевные площади — 20-30 гектаров. У Козлова на сегодня около 2 000 гектаров, и урожайность зерновых стабильная — в сезон он получает более 30 центнеров с гектара. А Кузнецов пошел дальше: выращивал зерновые, кормовые культуры. А благодаря кредитам по программе АПК модернизировал и реконструировал две фермы на 200 голов каждая, последнюю запустил в конце прошлого года. А какая у него мастерская по ремонту техники! Европейский сервис: голландцы в прошлом году приезжали и оценили его труд по достоинству.

— А какие направления в законотворческой деятельности возглавляемого Вами комитета вы считаете главными?

— Если обозначить общий вектор нашей законотворческой деятельности, то на первое место выходит законодательное обеспечение пятилетней программы господдержки АПК, ее финансирование. Для нас также важно все, что связано с развитием аграрных вузов, вузов потребкооперации, которая всегда занималась сферой услуг на селе, а сегодня значительно утратила свои позиции. Кроме того, мы хотим серьезно разобраться с вопросом, почему законодательные инициативы субъектов Федерации, как правило, не находят поддержки в Госдуме? Часто это бывают очень полезные предложения, но, к сожалению, оформленные с нарушениями регламента.

— Валентин Петрович, Вы продолжительное время шефствуете в Ульяновской области над проектом «Старт в будущее». В чем его смысл и новизна?

— Проекту — пять лет. Он рассчитан на поиск молодых людей из села, которые мечтают учиться в сельхозакадемии без отрыва от производства. Это очень хороший проект, он работает. И главное, инициатива принадлежит ряду общественных организаций — Российскому Союзу молодежи, Российскому аграрному движению. Вот это и есть формирование гражданского общества, когда общественность и государственный вуз работают на единый результат.

— Если вспомнить историю, то в России не впервые делается попытка поднять сельское хозяйство…

— Да. Только за последние 30 лет немало существовало задумок, порой позитивных, чтобы осуществить прорыв в том или ином направлении развития АПК. Достаточно вспомнить советскую Продовольственную программу, которую «спустили» и «свернули» сверху. А задумка-то была на самом деле вполне правильная, вот только механизма ее реализации не придумали. Через жесткую директиву реализовать такую задачу было просто невозможно. Когда формировался нацпроект «Развитие АПК», мы этот факт еще раз очень серьезно проанализировали. Выделить финансовый ресурс, определить конечные результаты — полдела. Надо было придумать очень гибкий механизм управления реализацией нацпроектов.

— Вы хотите сказать, что умение управлять проектом — залог успеха?

— Совершенно верно. Во-первых, нужна была широкая разъяснительная работа. Во-вторых, большой пакет методических документов, а порой — и изменение в законодательстве, чтобы они стали легитимными. В-третьих, надо было определить эффективных управленцев и выстроить их в конкретную цепочку для того, чтобы эта работа координировалась. В.В. Путин принял абсолютно правильное решение о создании Координационного совета по всем четырем нацпроектам. Но и этого мало: надо найти человека, который способен этим заниматься, который обладает чувством новаторства, имеет опыт управленческих решений, может спросить за результат. Тогда выбор пал на Дмитрия Анатольевича Медведева. Я считаю, что президент не ошибся в своем выборе главного менеджера нацпроектов.

— Несмотря на то что нацпроект по развитию АПК действует более двух лет, все еще достаточно много скептиков. Бытует мнение, что именно этот проект — самый провальный.

— Полная чушь! Так могут рассуждать или дилетанты, или безответственные политики… И вы, живя и работая в Ульяновской области, надеюсь, видите, что он реализуется весьма стремительно. Потому что есть ощутимые результаты. Совсем недавно в Берлине на международной выставке «Зеленая неделя» именно экспозиция Ульяновской области выглядела наиболее яркой, полной и самой посещаемой. Это была настоящая визитная карточка области. Пользуясь случаем, хочу сказать большое человеческое спасибо всем ульяновцам и специалистам, кто имел отношение к подготовке этого мероприятия. Конечно, в этой победе — большая личная заслуга губернатора Сергея Морозова, который возглавлял ульяновскую делегацию. Особо хочу упомянуть сенгилеевцев, их замечательные блины посетители выставки буквально сметали со столов. Все молодцы!

— И все же, проблем в сельском хозяйстве еще, ой, как много. Мы несколько отстали — в силу известных исторических причин — от других регионов. Но в России в целом — те же проблемы, что и у нас?..

— Безусловно. Сделать для повышения качества жизни на селе, развития агропромышленного комплекса страны предстоит еще немало. И об этом фракция «Единая Россия», занимающаяся в Госдуме аграрными проблемами с момента создания, знает не понаслышке. Мы не боимся браться за трудные вопросы.

Через 5 лет согласно областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области в 2008-2012 гг.»:

— объем субсидируемых кредитов составит 3 009,8 млн. рублей;

— парк сельскохозяйственной техники области пополнится 5 528 единицами;

— рост производства мяса и птицы (в живом весе) — 324,4 тыс. тонн;

— производство молока увеличится на 1 598,5 тыс. тонн.

В БУДУЩЕЕ стартуем уверенно

Более 150 высококвалифицированных молодых кадров получит сельское хозяйство области в результате пяти лет реализации проекта «Кадровый потенциал сельской молодежи «Старт в будущее». И с каждым годом это число будет прирастать еще двумя десятками специалистов с высшим образованием, проживающих на селе и желающих работать там.

Проект, инициированный Российским Союзом молодежи и поддержанный Ульяновским региональным отделением партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», предоставляет сельской молодежи шанс поступить в Ульяновскую сельхозакадемию вне конкурса. Первых выпускников по проекту село получит уже в будущем году.