В конце января Ульяновская Городская Дума рассмотрела акты Счетно-контрольной палаты (СКП) о проверке сразу двух муниципальных предприятий – «Городской теплосервио и «АТП по уборке города», а также Комитета ЖКХ мэрии. За разъяснениями – чем вызвано такое внимание к этим объектам городского хозяйства – мы обратились к заместителю председателя Ульяновской Городской Думы Виктору Воронкову, курирующему деятельность СКП.
– Городская Дума, – сказал Виктор Павлович, – планирует проверку тех или иных предприятий и организаций, определяя при этом и направления проверки. Объекты проверок выбираются не только по очередности, а чаще по важности и злободневности возникающих вопросов.
В данном случае проверки всех названных выше организаций были инициированы комитетом Думы по городскому хозяйству, промышленности, транспорту и связи, который предварительно рассмотрел акты СКП и вынес проекты постановлений на рабочее заседание Думы.
РЕШЕНИЕ БУДЕТ ПРИНИМАТЬ МЭР ГОРОДА
– Первый акт – о проверке деятельности специализированного муниципального предприятия «АТП по уборке города». Как работает это АТП -горожанам видно по заваленным снегом дворам и улицам города и непроезжим дорогам.
Несмотря на отсутствие на заседании Думы самого директора Пирогова Н.В., обсуждение вопроса о финансово-экономическом состоянии предприятия прошло обстоятельно. На вопросы депутатов отвечали компетентные, владеющие ситуацией в полном объеме зам. директора Коржов С.А. и главный бухгалтер Оленькова Н.М. Было отмечено, что АТП имеет огромные долги (почти 50 млн руб.) перед бюджетом и внебюджетными фондами. Во-вторых, предприятие – убыточное. За 9 месяцев прошлого года допущено 7,3 млн убытков. Администрация АТП объясняет убытки низкими тарифами, «которые утверждаются из года в год на недостаточном для самоокупаемости предприятия уровне…». Однако АТП выиграло по конкурсу 11 млн руб. на уборку города, но почти 3,8 млн так и остались неосвоенными…
Неудивительно, что депутаты решили признать работу «АТП по уборке города» неудовлетворительной, рекомендовали мэру города на балансовой комиссии рассмотреть вопрос о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и о соответствии директора Пирогова Н.В. занимаемой должности.
По нашему предложению в постановление включен пункт о необходимости Комитету ЖКХ мэрии совместно с Комитетом по регулированию цен и тарифов провести анализ тарифов для данного предприятия и разработать комплексные мероприятия по выводу его из финансово-хозяйственного кризиса. Решение будет принимать мэр города.
В КОМИТЕТЕ ЖКХ МЭРИИ КРИЗИС
– При заинтересованном участии большинства депутатов Горду-мы прошло обсуждение акта по проверке Комитета ЖКХ мэрии по вопросам исполнения функций муниципального заказчика за 9 месяцев 2007 года. Проверка выявила случаи несвоевременного размещения муниципального заказа, факты необоснованного завышения сметной стоимости работ и выполнения контрактов с нарушением сроков. Так, по 26-ти муниципальным контрактам, что составляет более половины всех заключенных на капремонт жилого фонда, сроки ремонтных работ оказались превышены от 2-х дней до 4-х месяцев.
Комитетом ЖКХ не было принято всех необходимых мер по освоению выделенных из бюджета денежных средств по разделу ЖКХ. По итогам 9 месяцев прошлого года неосвоенными остались 17,7 млн рублей. Деньги, выделенные по муниципальной целевой программе на проведение капитального ремонта жилья, освоены только на 30%, а на противопожарную защиту жилых домов повышенной этажности – на 3,3%! Не полностью «выбраны» деньги и на благоустройство города, и на ремонт дорог. Поэтому на заседании Думы депутаты предложили представителям органов прокуратуры дать этим фактам правовую оценку.
Главный вывод обсуждения: отсутствие должного контроля со стороны Комитета ЖКХ как распорядителя бюджетных средств и муниципального заказчика. Кстати, по объяснениям представителя Комитета Лисова А.К., это следствие того, что Комитет в 2005 году был сокращен на 40% – ушли профессионалы. У оставшихся «не хватает опыта и сил тянуть такой объем работ».
– По ситуации, сложившейся в целом в Комитете ЖКХ мэрии, депутаты в принятом постановлении обратились к главе города Ульяновска. Исходя из опыта прошедшей осени, когда на федеральные деньги выполнялись огромные объемы работ по ремонту основных магистралей города, и Комитет попросту не справлялся с контролем за сроками и качеством дорожных работ, депутаты порекомендовали главе города рассмотреть возможные изменения структуры, функций и кадрового состава Комитета для вывода его из кризисной ситуации.
«ТЕПЛОСЕРВИС» У ДУМЫ НА КОНТРОЛЕ
Наша справка: в соответствии со своим уставом «Теплосервис» занимается распределением и передачей тепловой энергии, обеспечивает работоспособность тепловых сетей, предоставляет услуги по прокладке местных трубопроводов систем отопления, по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию оборудования.
– Проверка муниципального предприятия «Теплосервис» проводилась по вопросам расходования средств, поступивших в оплату услуг теплоснабжения и ГВС, а также в порядке контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе проверок СКП в 2006 году.
Отрадно, что несколько улучшились финансовые показатели. В проверяемом периоде на 15% выросли общие доходы, на 10% выросла общая выручка. За 2006 год предприятием получена прибыль более 21 млн руб. По заверениям руководителя «Теплосервиса» Тиханушкина А.В., в течение 2007 г. значительно сократилась задолженность предприятия перед поставщиками тепловой энергии.
В свое время «Теплосервис» позаимствовал у «УльГЭСа» 10 млн рублей на свои нужды. Тогда же было установлено, что заимствование средств произведено в нарушение установленного законом порядка. На начало 2007 года долг был погашен полностью.
Большинство нарушений, вскрытых в ходе трех проверок СКП, устранены. Однако не все…
Так, один из автомобилей «Теплосервиса» находился в ведении мэрии Ульяновска, но расходы на его содержание в сумме почти в 405 тыс. руб. мэрией до сих пор не возмещены.
Проверка вскрыла, что на основании положения о премировании директора предприятия «по результатам финансово-хозяйственной деятельности на 2006 год» выплачиваемые премии относились на себестоимость, а значит, включались в тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению. Это неправомерно. Поэтому непосредственно на заседании Думы депутаты обратились к руководству мэрии с предложением пересмотреть положение о премировании директоров муниципальных предприятий с учетом требований закона. Премии за результаты финансово-хозяйственной деятельности должны выплачиваться за счет прибыли предприятия.
НУЖНО ДОБИТЬСЯ УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЙ
– Виктор Павлович, теперь о проверках в порядке контроля, о которых вы говорили. Так ли они нужны, и не пустая ли это трата времени?
– Такие проверки необходимы для того, чтобы руководители своевременно реагировали на замечания и заключения, изложенные в актах. Как правило, аудиторы СКП вскрывают серьезные нарушения финансовой дисциплины, а иногда и злоупотребления. Не случайно акты проверок направляются в прокуратуру, мэру Ульяновска и губернатору Ульяновской области.
Обязанность любого добросовестного руководителя – оперативно устранить выявленные недостатки. К сожалению, так бывает не всегда. Руководитель СКП Бармин А.А. сделал анализ актов проверок за 2006-2007 годы и обнаружил, что ряд нарушений в 9-ти актах до сих пор не устранены либо оставлены без должного внимания. К примеру, все еще не отработана система организации расчетов за питание учеников в школах. Деньги с родителей учеников за питание по-прежнему собирают по принципу «кому поручат», без оформления ведомостей, практически без учета и контроля. Это может создать условия для злоупотреблений.
И в завершение разговора… Выявленные факты сейчас изучаются и проверяются заместителями председателя Думы, затем будут рассмотрены в профильных комитетах, чтобы добиться максимального устранения недостатков, вскрытых Счетно-контрольной палатой Городской Думы.