Деноминации рубля, слухи о которой обрастали все новыми подробностями, не будет. «Чушь это полная», – успокоил население президент Владимир Путин. Если такие планы и были, сейчас для них не время, признают эксперты: деноминация ускорила бы рост цен и посеяла недоверие к власти.

– Чушь это полная, это нелепо, невозможно и глупо, – прокомментировал Владимир Путин в прошлую пятницу на заседании Госсовета слухи о скорой деноминации рубля.

Разговоры о том, что после марта 2008 года с купюр уберут лишние нули, появились еще до новогодних праздников. Как сообщил ряд изданий, банки получили на этот счет уведомление от ЦБ. Особенно разогрели слухи возросшая нестабильность на валютном рынке, а также проблемы с ликвидностью в банковском секторе, говорит главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова.

Подскочившая инфляция тоже усиливала подозрения, что правительство хочет хотя бы за счет деноминации сгладить впечатление от роста цен. Ведь когда человек платит за бутылку масла 6 рублей вместо 60, ему кажется, что продукты подешевели. Таким образом, удается «сбить» инфляционные настроения.

Однако эксперты, признавая наличие такого психологического феномена, отмечают, что проявляется его эффект не сразу. Сразу же после деноминации обычно следует краткосрочный всплеск инфляции, так как цены округляют в сторону больших величин, говорит Орлова. «Поскольку инфляция у нас и так высокая, представляется нецелесообразным проводить деноминацию в ближайший год-два», – считает она.

Эксперты называют и другие причины, почему эта акция сегодня была бы неуместной. «Проведение деноминации в 1998 году (она проводилась из соотношения 1:1000) упрощало денежное обращение и производимые расчеты, поскольку существовавший до этого номинал препятствовал экономическому развитию. А сейчас с экономической точки зрения никаких предпосылок для проведения деноминации нет», –говорит аналитик «Финам» Владимир Сергиевский. Наша денежная система сейчас работает нормально, нет никаких неудобств, которые заставляли бы пойти на такую меру, соглашается ведущий эксперт Фонда экономических исследований Центра развития Наталья Акиндинова.

Но главное, россияне еще не успели забыть, что последовало за деноминацией 1997–1998 годов. Наступил дефолт, и сбережений лишились миллионы граждан. А потому проведение деноминации сейчас способно посеять настоящую панику среди населения.

«Согласиться, что слухи о готовящейся деноминации имеют под собой реальную почву, значит признать, что сейчас созрел некий перекос, который необходимо выравнивать», – говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Возникло бы просто недоверие к правительству, соглашается Акиндинова.