И после отказа в регистрации Михаилу Касьянову не удается встретиться со сторонниками в заранее арендованных помещениях
За бортом избирательной кампании в Ульяновской области оказались почти все оппоненты действующей власти. 2 марта в регионе одновременно с выборами президента состоятся выборы депутатов законодательного собрания. На этапе регистрации избиркомы отсеяли три четверти самовыдвиженцев, а также список Партии мира и единства. Ульяновских товарищей по несчастью посетил выбывший из президентской гонки Михаил Касьянов.
Между Касьяновым и электоратом снова пролегла неисправная электропроводка
Двое из несостоявшихся кандидатов в депутаты – правозащитник и эколог Александр Каплин, а также нынешний депутат заксобрания Владимир Оладьин – оспаривают отказ в регистрации в Верховном суде. Ульяновский областной суд не удовлетворил ни одной такой жалобы и ведет себя странно: граждане, чьи записи в подписных листах были признаны недостоверными, под присягой клянутся, что действительно поддержали выдвиженца. Но суд, выражаясь юридическим языком, относится к их показаниям критически, то есть попросту гражданам не верит, да еще и ограничивает количество таких свидетелей на процессе.
Об этом ульяновский адвокат Людмила Мороз рассказала во время круглого стола на тему «Выборы без выбора», который состоялся в Ульяновске 16 февраля. Ключевым оратором здесь был лидер партии «Народ за демократию и справедливость» Михаил Касьянов. О мартовских выборах президента он сказал, что это формальное мероприятие по сути уже состоялось. Касьянов порекомендовал гражданам «не участвовать в этой имитации». «Это фарс, это спецоперация ФСБ, – сказал экс-премьер. – Честный человек в этом участвовать не может. Невозможно потом мучить себя, что ты участвовал или содействовал созданию тоталитарного государства. Что касается выборов в ульяновское заксобрание, конечно, нужно проголосовать за независимых кандидатов, прийти и протестировать нынешнюю власть на то, как она будет подсчитывать голоса».
По словам Касьянова, «поскольку власть растоптав конституцию, лишила народ справедливых выборов, то у народа теперь может быть только одно требование к власти: требование досрочных парламентских выборов и полностью, на сто процентов, по одномандатным округам». Михаил Касьянов посетил Ульяновск в том числе и для того, чтобы поддержать кандидата в депутаты областного законодательного собрания, руководителя регионального отделения НДС Александра Брагина. В Ульновске уже привыкли к тому, что в помещениях, арендованных для встречи с кем-либо из оппозиционных политиков, накануне мероприятия непременно выходит из строя электропроводка, случается пожар или наводнение. Именно такой форс-мажор произошел на сей раз во Дворце культуры железнодорожников. «Директор сообщил: зал сгорел», – говорит Александр Брагин.
Аренда зала была уже оплачена из избирательного фонда кандидата Брагина. Михаил Касьянов все равно приехал в ДК железнодорожников и целый час общался с людьми в переполненном фойе. Народу пришло на удивление много. Зал так и не открыли, хотя гарью и резиной не пахло. Зато в соседнем помещении гуляла свадьба, раздавались крики «Горько!».
Родина Ленина повернулась административной спиной к Зюганову
Визит Геннадия Зюганова в Ульяновск 9 февраля тоже не обошелся без скандала. На этот день власть неожиданно запланировала отпраздновать 65-летие образования Ульяновской области, которое исторически следует отмечать 19 января. Для встречи лидера КПРФ с избирателями организаторы с трудом нашли два не самых вместительных зала – областной филармонии и ДК имени Первого мая. За три дня до визита Зюганова зал ДК опечатала пожарная служба, а филармония срочно понадобилась губернатору области Сергею Морозову для встречи со школьниками-отличниками. Зюганов пригрозил Морозову и полпреду президента в Приволжском федеральном округе Александру Коновалову, что проведет встречу с людьми на открытом воздухе. После этого пожарные сняли претензии к залу во Дворце культуры Первого мая, встречу губернатора с отличниками тоже передвинули.
Люди, которые пришли в филармонию послушать Геннадия Зюганова, были вынуждены стоять в проходах переполненного зала, в фойе и даже на улице. Лидер ульяновских коммунистов Александр Кругликов рассказывает о том, что произошло, когда по окончании встречи люди пошли возлагать цветы к памятнику Ленину: «Мы насчитали 19 молодых людей в униформе «Единой России», которые кривлялись на этой площади под громкую несуразную музыку. В итоге сотни людей в основном старшего поколения подошли к памятнику, и в конечном итоге переорали эту молодежь».
Очевидно, в Ульяновске была применена технология глушилок, опробованная во время «Маршей несогласных». Кампания по выборам в законодательные органы местной власти тоже проходит в каком-то приглушенном режиме. «Минута эфирного времени каждому кандидату бесплатно – это издевательство над здравым смыслом, – продолжает Александр Кругликов. – Платный эфир стоит несусветных денег, но и платный эфир разыграли, там по две минуты можешь только приобрести в неудобное для телезрителей время».
Избиратели плачутся в жилетку одномандатникам
По словам самовыдвиженца Александра Брагина, зеленый свет на этих выборах – только для кандидатов одной партии: «Никаких встреч в школе не проведешь, только «Единая Россия». На магазины повесить агитацию тоже за деньги нельзя, только «Единая Россия». Кандидатам прочих партий приходится применять испытанную технологию хождения в народ, что, с другой стороны и неплохо. Как-то вечером во дворе своей 9-этажки я стал свидетелем того, как общается с избирателями молодой кандидат-одномандатник от «Справедливой России» Антон Кангро. «Не дело, когда у нас депутаты одной партии, – говорил он обступившим его людям. – Это однопартийная система, которая результатов нам не давала, а сейчас тем более не даст. У нас в области все подчинено коррумпированности чиновников. Им дают взятки – они решают, не платят – они не решают».
Простые люди используют встречу с кандидатом как сеанс психотерапии, им просто нужно кому-то поплакаться в жилетку. Чиновникам люди поплакаться не могут, власть людей, как правило, не слушает, а если слушает, то не слышит. Поэтому у оппонентов партии власти на этих выборах, пожалуй, есть шанс, потому что народ, как мне сказала участница встречи с Михаилом Касьяновым, все же не дурак: «Нас не слышат. Морозов [и его подчиненные] не выходит к нам, они только ходят галстуки завязывать пионерам, роды принимают (речь об акции «Роди патриота в День России», инициатором которой стал губернатор Сергей Морозов. – РС). Его ли дело ходить в роддом? Пусть он к ней придет (кивает на стоящую рядом женщину) – сорок лет стажа, медработник, простите, бутылки собирает».
Губернатор, как и предполагалось, возглавил список «Единой России» на выборах в законодательное собрание области. Однако социологи ВЦИОМ предсказывают, что на выборы в региональные парламенты «Единая Россия» рискует набрать на 20% меньше голосов, чем на выборах 2 декабря. Единороссам не разрешили использовать для агитации изображения Владимира Путина и Дмитрия Медведева, партия сможет воспользоваться лишь лицами губернаторов. Однако рейтинг глав регионов зачастую крайне низок.
Партию власти лишили президентской протекции, чтобы не портить статистику преемнику
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев считает, что отсутствие в агитационных материалах ссылок на покровительство Путина может стать только одной из причин падения электорального интереса к партии власти. «Хочу обратить внимание, – говорит политолог, – что на выборах 2 декабря в тех регионах, где одновременно с Госдумой избирали региональные парламенты, «Единая Россия» получала меньше на 3-4%, чем на одновременных выборах в Государственную думу. Чем больше проходило времени от федеральных выборов, когда были перекручены гайки, когда шла массовая агитация за «Единую Россию» по всем центральным телеканалам, больше времени проходило от выборов, тем этот ресурс иссякал и результаты партии падали».
Сейчас нет массовой кампании в поддержку партии «Единая Россия», напоминает Александр Кынев: Дмитрий Медведев позиционирует себя как надпартийный кандидат. «Это объяснимо: по данным социологии, партиям доверяет в лучшем случае 20%, на самом деле мы понимаем, что полностью доверяют процентов 6-7. Так что, естественно, всегда на выборах президента и Ельцин, и Путин, и сейчас Медведев пытались позиционировать себя как надпартийные кандидаты, как кандидаты всех россиян. И в этом смысле естественно, что никакая массовая реклама «Единой России» в этих условиях Медведеву не нужна, а это, несомненно, бьет и по позициям конкретных регионов».
«Кроме того, – продолжает политолог, я бы добавил, что и ситуация ухудшается. Было роздано огромное количество обещаний в ходе осенней кампании, было обещано всем все. Ситуация с ценами не меняется, а наоборот цены продолжают расти. Никаких оснований полагать, что что-то изменится, у граждан нет. Кроме того, Ульяновская область – регион, где всегда было сильно протестное голосование. Сейчас в условиях, когда силовым путем с выборов выкидывают любую оппозицию и умеренную, и не очень, и просто тех, кто по каким-то причинам не нравится губернатору, до этого в оппозиции не считался, на мой взгляд, это может создать некий элемент непредсказуемости. За кого проголосуют люди в этих условиях, испортят бюллетень или выберут кого-то альтернативного, тех же коммунистов или эсеров, или ЛДПР – мы увидим. Но скорее всего не партию власти».