Корпус Городской богадельни был на заре XX столетия одним из самых значительных зданий Симбирска. Теперь это даже сложно представить – но когда-то стояло оно на краю бесконечно огромной Ярмарочной площади, на самой окраине губернского города. Кровли, окна, кроваво-кирпичные стены, самое местоположение, вкупе с нелегкими судьбами его обитателей, заставляли обывателей немного сторониться этого места.
В его помещениях от городских щедрот и даяний купцов-благотворителей призревались немощные одинокие старики и дети-сироты. Отчаянные сироты терроризировали мелочных торговок. Среди стариков попадались такие криво-сплетения судеб, которых тянули на авантюрный роман: разорившиеся миллионщики, бывшие чиновники, опустившиеся мыслители-интеллигенты.
В заботах о добыче средств для их существования, Городская Дума в 1912 году разрешила открыть в здании кинематограф. Советская власть богадельню закрыла. А вот учреждение культуры, кино-клуб «Красная Звезда», продолжал функционировать и даже процветать.
Большевики собирались упразднить Бога, а вот советские обыватели эпохи 1920-х годов жаждали волшебства и чудес: понятная реакция в стране, пережившей ужасы и лишения двух войн, голодухи и разрухи. Измаянные прозой жизни, страхом и неуверенностью в завтрашнем дне (ну, почти как мы, нынешние!), люди устремились за ответами к разнообразным магам, хиромантам и прорицателям. Целая армия «всевозможных факиров, гипнотизеров, заклинателей змей, магов и волшебников, мастеров на все руки» принялась колесить по стране, удовлетворяя духовные запросы граждан и собственные, так сказать, телесные потребности.
Тореадор и Маг Стефан Пикфордини, Король Черной Магии Пил-Сант, ученик известного Факира, Человек без Крови Али-Иван Иванович Галкин… Вспомним, что в число четырех сотен сравнительно честных способов отъема денег у граждан, которыми владел знаменитый Остап Бендер, входила личина любимца Рабиндраната Тагора и артиста союзных республик, под которой ловкач «чесал» провинциальную публику, падкую до зрелищ.
Уж не знаю, заезжал ли сын турецко-подданного в наш богоспасаемый город. И если он побывал здесь, то непременно выступал со своей гастролью на сцене «Красной Звезды». Бывший богадельный кинематограф был основной площадкой для представлений гастролирующих «красных» факиров. Колдуны и артисты обычно являлись по окончании киносеанса, когда в зале вспыхивал свет, а публика успевала расслабиться от пережитых кино-приключений.
И тут на нее накатывал вал «настоящей» экзотики!..
Уж не знаю, как это было в жизни, но на рекламных афишах весьма впечатляет – в том числе и массой орфографических и пунктуационных ошибок (оно и понятно, люди восточные, русский язык учить недосуг).
«Казнь преступника в Пекине!!!
Отсичение головы живому человеку!!!
Вспарывание жывота – Харакири!!!»
Такой набор кровавых развлечений явил восторженным улья-новцам 30 и 31 декабря 1925 года и 1 января 1926 года Чан-до-Сан, «Сын Востока, Заслуженный артист Китайской Республики». Сей стародавний Джеки Чан брал за билет по-божески, 20 копеек с носа, предлагая в нагрузку к потокам крови «другие невероятные номера – ловкости рук быстроты зрения остроты ума».
Сохранявший инкогнито «Путешествиник Иллюзионист», как он рекомендовался в афише, заехал в город с единственным представлением в октябре 1925 года. В духе чудо- и богоборческого времени, концерт проходил под бронебойным лозунгом: «Смерть чертям и колдунам знахаркам чародеем волшебникам и воржецам!!!»
Драл «Путешествиник» втрое против Сына Востока, но зато и программу предлагал куда как насыщенную: «Священный огонь ламмы, Казнь жреца, Разрезание живота желающим из публики, Тайны чародейства или Чортова Математика, Сжигание вещей взятых у публики, которые Путешественник возвратит в целости», а также «Таинственный сундук турецкого Аладдина, Волшебная коробка-смехотворка, Платок-самолет, Кольцо-невидимка, Наволочка-чародейка; Тайны неволниц гарема и много других интиресных номеров из области древниго чародейства».
Да, великая сила – реклама! Публика валила валом. Но случалось, дело не обходилось без эксцессов. Разочарованные «чудесами» обыватели едва не всем залом кидалась колотить детей Востока. И «красные» факиры, не надеясь больше на ловкость рук, мчались со всех ног от разъяренной толпы.
На подмостках «Красной Звезды» выступали не только справедливо позабытые шарлатаны. С 14 по 25 октября 1925 года здесь, на заре своей звездной карьеры, гастролировал с женой Ольгой 31-летний Эмиль Теодорович Кио, основатель знаменитой династии иллюзионистов.
Без рекламы и здесь не обошлось. «Нет чудес – есть наука! Что вчера было сверхъестественно, то сегодня естественно и понятно!», – зазывали афиши. По три раза на дню, в половине шестого, в половине восьмого и половине десятого вечера «Загадка XX века», как по достоинству нескромно рекомендовал он себя родине величайшего политика того же столетия, Эмиль Ренард Кио являл свои «мировые» аттракционы «Человек-Молния» и «Черная Комната».
«Артист Западной Европы», -позиционировал себя знаменитый иллюзионист.
Явно, чтобы не путали с шустрыми Сыновьями Востока!..