…так, слегка перефразировав знаменитые слова Галилея, можно охарактеризовать экономическое положение Ульяновской области.
Ульяновская область: только вперед! – эти призывы можно сегодня видеть повсюду. А что за ними? Судя по прессе, большого движения вперед в нашем регионе не наблюдается. По экономическим показателям – так мы вообще сползаем назад. Судите сами. Спад объемов производства произошел в прошлом году даже там, где в лихие 90-е они сохранялись. Меньше произведено электроприборов и оптики (на 10%), полезных ископаемых добыто меньше, чем в 2006 году, на 8%. А количество убыточных предприятий в нашем регионе составляет почти 77%. Про аграрный сектор и говорить не приходится – положение здесь особо тяжелое. Одно то, что количество всего животного поголовья (свиньи, коровы, овцы) в области ныне едва превышает 159 тысяч голов (17 лет назад только поголовье КРС превышало 594 тысячи голов), говорит никак не о движении вперед. И если бы не личные подворья селян, то на областном АПК можно было бы поставить крест.
Такие вот факты. И даже те статистические данные, которые выглядят лучше, чем в прошлые годы, особой радости и прилива энтузиазма на этом фоне не вызывают. Например, безработица.
Начиная с 2001 года, показатель уровня безработицы в нашем регионе имел только одну тенденцию – к росту. И к 2004-му – последнему шамановскому году – она выросла с 1,8 до 3,5% от общего количества трудоспособного населения региона. В прошедшем 2007 году, по данным областного центра занятости населения, количество официально зарегистрированных безработных в области по сравнению с предыдущим 2006 годом сократилось более чем на 30%, и на сегодня уровень безработицы у нас составляет около 1,7%. То есть он, по сути, равен уровню 2001 года, когда ни о каком путинском прорыве еще не было и речи.
Теперь речь есть. Есть и заметный рост экономических показателей. И вполне естественно то, что Ульяновская область с показателями семилетней давности занимает по уровню безработицы последнее, 14-е место в Приволжском федеральном округе.
Основную массу зарегистрированных безработных в нашем регионе как семь лет назад, так и сегодня составляют женщины и молодые люди от 18 до 29 лет – самая трудоспособная часть населения. А в ряду основных «поставщиков» очередников на биржи труда в Ульяновске в прошлом году были ОАО «УЗТС», ОГОУ ДПО «Ульяновский центр профориентации молодежи», МЧС, ОГУ Ульяновской области «Школа строительных мастеров», ОАО «Ульяновский патронный завод». Сегодня к этому списку может примкнуть еще и УАЗ. Сложным остается положение с трудоустройством в сельских районах области, особенно в Сенгилеевском, Барышском, Павловском и Николаевском.
Среди общего количества безработных немало таких людей, для которых найти работу и в более благоприятных условиях бывает весьма сложно. 15% таких соискателей рабочих мест составляют инвалиды, 11 – люди предпенсионного возраста. Серьезные проблемы в поисках работы испытывают и выпускники, причем, прежде всего, средних профессиональных училищ, то есть люди обученные и в профессиональном плане подготовленные. Невостребованными остаются также самые женские профессии – юрисконсульты средней квалификации и бухгалтеры.
Хотя, конечно, и в этой безрадостной картине можно найти светлые тона. Хотя бы в том, что неуклонно сокращается количество ловкачей, получающих пособие по безработице незаконно. Если в 2003 году таким псевдобезработным было выплачено в качестве пособий по безработице около 900 тысяч рублей, то уже в 2007 году – немногим более 500 тысяч. Правда, значительным такое сокращение (за четыре года!) назвать может только отъявленный оптимист, но факт остается фактом – снижение есть. И слава Богу. Хоть в чем-то да движемся…