Во время «круглого стола» «Выборы без выбора», состоявшегося 16 февраля в Ульяновске, бывший премьер-министр российского правительства, а ныне лидер партии «Народ за демократию и справедливость» Михаил Касьянов говорил о бессмысленности голосования на президентских выборах 2 марта. Свою мысль он обосновал тем, что мероприятие под названием «выборы» фактически завершилось, еще не начавшись, поскольку победитель известен заранее.

Однако на выборы в региональное Законодательное Собрание Касьянов все же рекомендовал пойти, чтобы поддержать независимых кандидатов (там, где они есть) и еще раз «протестировать власть» на честность при подведении итогов голосования.

С мнением Михаила Касьянова можно соглашаться или не соглашаться. Не исключено, однако, что в Ульяновской области найдутся люди, которые думают так же, как снятый с президентских выборов экс-премьер. Тогда возникает вопрос: возможно ли юридически и технически, при совмещенных выборах президента и ЗСО, одновременно явиться на одни выборы и проигнорировать другие? Например, проголосовать на выборах депутатов ЗСО и в то же самое время «прогулять» президентские (или наоборот)?

Формально-юридически такая возможность имеется. На выборах 2 марта ульяновцы имеют право получить три бюллетеня: один – со списком из четырех кандидатов в президенты РФ, другой – с перечнем из четырех партий, допущенных на выборы в ЗСО, и третий – с именами кандидатов-одномандатников, баллотирующихся в данном округе. За каждый бюллетень нужно расписываться в списке избирателей. Следовательно, чтобы не участвовать в выборах одного из уровней, достаточно просто не расписываться в списке избирателей и не брать бюллетеня для голосования на выборах данного уровня, а расписаться только за интересующий вас бюллетень. Отсюда следует еще один вывод: можно, например, одновременно проголосовать на выборах в ЗСО по партийным спискам и «не явиться» на них по одномандатному округу – или наоборот. Технология одновременной явки и неявки остается той же.

Чтобы разобраться в этом вопросе, корреспонденту «СК» понадобилась консультация в облизбиркоме. Секретарь комиссии Николай Сергеев был озадачен такой ситуацией и даже назвал ее «дикой». Он сказал, что закон регламентирует порядок голосования, а порядок «неголосования» не прописывает. Однако он согласился с тем, что никто не лишен права отказаться от голосования на одном из уровней совмещенных выборов, хотя и считает это неправильным: «Все решает избиратель, и ничто не предопределено».

Заместитель председателя облизбиркома Юрий Андриенко на вопрос о технологии частичного бойкота ответил, что вопрос ему не нравится, поскольку «усилия избиркома направлены на то, чтобы люди пришли голосовать». Он тем не менее подтвердил, что человек может не расписываться в списке избирателей и отказаться от бюллетеня на выборах, которые по какой-то причине ему не интересны.

Как рядовой избиратель Андриенко осудил идею бойкота. По его словам, «правые» заговорили о «выборах без выбора», потому что у них нет своего кандидата. А идея «выборов без выбора» нужна им для того, чтобы завоевать «дешевый авторитет» в глазах избирателя. Все, кто был снят с выборов по причине превышенного лимита недостоверных подписей в свою поддержку, виноваты в этом сами, говорит Андриенко. «Собрать подписи – это элементарно, – считает он. – Это организационный вопрос. Если сборщику объяснить, как надо оформлять подписные листы, то с этой работой справится и школьник. К тому же никто не мешал так называемым оппозиционным кандидатам внести залог. Мнение о том, что их снимают с выборов, сформировано самими кандидатами: им же надо как-то объяснять свою несостоятельность».

Последнее утверждение Юрия Андриенко недавно опроверг, частично, по крайней мере, Верховный Суд РФ, признавший незаконным отказ в регистрации Александра Каплина кандидатом на выборах в ЗСО по причине якобы недостоверных подписей. Да и Михаил Касьянов в ходе «круглого стола» тоже затрагивал тему снятия с президентских выборов своей кандидатуры. Экс-премьер заявил следующее: когда в ходе скрытого мониторингавласть поняла, что «неадекватная», по выражению Касьянова, задача сбора за две недели двух миллионов подписей реально выполняется, тогда из Кремля пришла команда снимать кандидата с выборов. Впрочем, Касьянову Верховный Суд в его жалобе отказал. При ином раскладе предвыборная кампания могла бы получиться гораздо более веселой, и темы бойкота, скорее всего, не возникло бы.