65 лет назад в Ульяновской области стала зарождаться гражданская авиация.
О том, как это происходило, нам рассказал Владимир Кальгяшкин, бывший замполит Центрального аэропорта.
Первым делом самолеты – 19 января 1943 года были подписаны документы о создании Ульяновской области, – рассказал замполит. И почти сразу, уже 23 февраля, в Ульяновск из Куйбышевской области прибыл первый самолет.
Это был «Я-6» – трехместный легкий многоцелевой самолет выпуска 1933 года. И самолет, и его экипаж были приписаны к Куйбышевской области. Но уже в 1945 году в Ульяновской области было организовано девятое отдельное авиазвено Приволжского управления Гражданского Воздушного Флота. Входили в него три самолета «ПО-2». В 1951 году машин в авиазвене было уже девять.
Занимались они в основном авиахимработами – уничтожали малярийных комаров вдоль берегов рек, опрыскивали сельхозпосевы гербицидами – и почтовыми перевозками. Кроме того, с помощью авиации в ульяновских лесах истребляли волков и лис.
Завод мешал взлетать В 1952 году авиазвено было реорганизовано в авиаэскадрилью в составе Куйбышевского авиаотряда. После реорганизации количество самолетов, базировавшихся в Ульяновске, продолжало увеличиваться. В 1953 году в области появился первый «АН-2», в 1955 – несколько «ЯК-12».
В те годы самолеты в Ульяновске базировались недалеко от автозавода – на месте нынешнего пересечения улицы Полбина и проспекта 50 лет ВЛКСМ. Но вскоре аэродром пришлось переносить. Здание завода мешало самолетам взлетать, объясняет Владимир Кальгяшкин. Тогда авиаэскадрилья и переместилась на аэродром у Баратаевки. Оттуда начинались первые пассажирские полеты из Ульяновска. Для пассажирских самолетов была сделана взлетная полоса в 2020 метров. А по воздуху ульяновцы добирались в основном до Москвы.
Помог Владимир Ильич В 1958 году наконец произошло долгожданное событие: ульяновская авиаэскадрилья была отделена от Куйбышевского авиаотряда и объединена с нашим аэропортом. Ну, а началом расцвета гражданской авиации в области стоит считать приготовления к празднованию 100-летия со дня рождения Ленина. Воздушные ворота родины Ленина должны были встречать гостей во всей красе.
Поэтому в 1969 году, когда создавался ульяновский объединенный авиаотряд, было принято решение о строительстве у Баратаевки аэропорта. Новый аэровокзал был рассчитан на обслуживание 400 человек в час. В те годы, вспоминает Владимир Кальгяшкин, из Ульяновска отправлялось около полусотни самолетов в сутки. Куда только не летали – Душанбе, Ташкент, Киев, Рига, не говоря уже о Москве и Ленинграде!
К сожалению, сейчас положение ульяновского аэропорта «Центральный» изменилось. Хорошо хоть чиновники отказались от затеи уничтожить его совсем.