В Барышском районе есть немало сёл с красивыми и неповторимыми названиями. Красная Зорька, что по дороге на Жадовку, имени Ленина, Воецкое или Румянцеве) – особое село в этом смысле: и название звучное, и месторасположение удобное – прямо на трассе. Однако, как и многие населённые пункты района, Красная Зорька переживает не самые лучшие времена. Сегодняшний наш рассказ как раз об этом.

Именно здесь расположен СПК «Лесной» и находится он рядом с Барышом: всего восемь километров отделяют село и СПК от райцентра. В течение полутора десятка лет здесь директорствует Василий Александрович Малышев. С недавних пор в районе его начали хвалить за то, что в хозяйстве есть скот, доят молоко. Конечно, если учесть, что в некоторых хозяйствах района нет ни одной головы скота, зато существует целый штат бездельников – бухгалтеры во главе с председателями, которые в количестве пяти-семи человек занимают чудом уцелевшие просторные конторы, то «Лесной» на их фоне вроде бы ничего, хотя в прежние времена его считали смешным. Все жители небольшого села работали в этом хозяйстве, поэтому имеют земельные и имущественные паи. Однако они возмущены барским поведением председателя. Тот уже -давно пенсионер, но, нисколько не смущаясь, признаётся, что будет работать, пока не выйдет на пенсию его супруга, которая фактически тоже протирает некоторое место в конторе. Вместе усиленно разбазаривают коллективную собственность. Василий распродал и продолжает продавать всё, что имеет спрос. При директоре Кучинском Н.В. было многое построено. А Малышев стирает с лица земли всё, что ему досталось от предшественника: разобраны и проданы по кирпичам и блокам здания ферм, котельной, зернотока. А остальные члены СПК, имеющие законное право на собственность, только наблюдают, как растаскивается нажитое ими добро. Всё уходит с молотка. Сельчане уверены, что также незаметно покинет ферму и стадо КРС. «Здесь всё моё», – не стесняясь говорит Малышев. Странно, раньше такими делами занимался ОБХСС, а теперь председатель присваивает всё как бы на законных основаниях. Прямо «вор в законе». А чтобы полностью утвердить свою власть на селе, он развёл целую свору свирепых собак и разгуливает с ними по селу на переменку с женой. Часто собаки гуляют без хозяев, и горе тому, кто встретится с этой дикой сворой! Сколько человек пострадало от собак, сосчитать трудно. Только за последние две-три недели они покусали шесть-семь сельчан. Смешная, но не для всех картина, которую наблюдали жители: директор школы спасался от собак на заборе. «Так на то они и собаки, чтобы кусаться», -спокойно рассуждает Малышев. Люди боятся идти в магазин, со страхом стоят на автобусной остановке. А уж про дорогу на кладбище и говорить нечего. Разъярённые псы кидаются на людей даже во время похорон. Правда, один житель соседнего села, обороняясь, застрелил одну собаку (он – охотник и шёл с ружьём). Так вот, его осудили, и он уплатил огромный штраф. После этого Малышев

открыто смеётся над жертвами своих псов. «Собака – не человек, с ней надо ласково», – издевательски говорит он. В его понятии человек -ничто в отличие от псов, имеющих конкретную цену, Цинизм заключается в том, что председатель не признаёт никакую власть, кроме своей собственной. Кто может заставить посадить на цепь озверевшую свору? Жители села хотели бы провести сход, на котором Малышев ответил бы за всё. Неплохо, чтобы и Управление вмешалось и честно разделило паи. А то у председателя, говорят, такой карман, что купил квартиры и в Ульяновске, и в Самаре. В Красной Зорьке есть отличное новое здание клуба – типовой детсад. В него всегда сходилась молодёжь двух сёл: Красной Зорьки и Лесных Дач, Молодёжи-то много, да, вот беда – уже несколько лет клуб бездействует. Вернее, он открыт … 4-6 дней в году (!) от силы. Иногда там проводятся концерты, только сельчане узнают о них с опозданием. Всё лето клуб бездействует, как будто там наступают каникулы, как в школе. Молодёжи только и остаётся тусоваться возле автобусной остановки. Правда, на День пожилого человека в клубе проводится концерт с бильярдом и магнитофоном. Но всё покрыто толстым слоем пыли, замок на входной двери проржавел. Но дрова туда доставляются, и даже есть уборщица, которая по деревенским меркам получает неплохую зарплату -три тысячи. Жители не раз обращались в отдел культуры с жалобами на плохую работу очага культуры, но заведующая только продолжает расписываться в ведомости. А местная молодёжь посещает клубы соседних сёл: Ленинки и Жадовки. Родители со страхом ожидают их возвращения домой. Пришельцам нигде не рады. Возможно, поэтому там было уже несколько драк за раздел сфер влияния. В сёлах процветает пьянство. Потому что скучно, некуда себя деть. И не только молодёжи, клуб всегда был центром общения и проведения досуга. Но так бывает только тогда, когда клубом заведует человек с душой, заинтересованный в результате своей работы. А не шабашник, для которого клуб – всего лишь подработка. Жители надеются, что заведующая отделом культуры г-жа Каштанова обратит, наконец, внимание на Красную Зорьку, где всё должно быть под стать названию: и СПК, и школа, и клуб. Кстати, в местной школе нет преподавателя физкультуры. Так дети самостоятельно, вернее, под руководством какой-то учительницы в мини-юбке, блузе-декольте и белых сапожках (уроки физкультуры она ведёт, сидя в учительской – «новое слово» в педагогике) нарезают круги в беге. Анекдот, да и только. Но здесь нужно поработать всей районной администрации, а если и она не справляется, то и областной. Иначе, Зорька закатится безвозвратно.