4 марта на заседании Правительства области был рассмотрен вопрос о внесении изменений в некоторые законодательные акты региона, прежде всего в закон о межбюджетных отношениях. Это связано с новыми подходами и требованиями федерального законодательства.

Как пояснил Министр финансов области Алексей Пантелеев, с 1 января 2006 года на территории Ульяновской области было сформировано 167 бюджетов муниципальных образований, в том числе 142 бюджета городских и сельских поселений. Был принят закон «О межбюджетных отношениях в Ульяновской области», регулирующий принципы построения отношений между органами региональной власти и органами местного самоуправления. Однако, значительные различия в социально-экономическом, историческом развитии, неравномерность размещения налоговой базы муниципальных образований потребовали новых механизмов и путей совершенствования межбюджетных отношений.

Трёхлетний опыт регулирования межбюджетных отношений показал правильность выбранного Минфином области варианта закрепления доходов за местными бюджетами в виде дополнительного норматива отчислений на постоянной основе – налога на доходы физических лиц. Данный налог является основным бюджетообразующим налогом в местных бюджетах, его доля составляет от 50 до 60 процентов от всех поступлений налогов и сборов. Кроме того, данный налог устойчивый, связан с уровнем благосостояния населения и позволяет успешно реализовать принцип равенства бюджетных прав муниципальных образований. Так, за 2005-2007 годы собственные доходы местных бюджетов возросли в 1,6 раза, в том числе налоговые и неналоговые доходы – в 1,4 раза, финансовая помощь – в 1,7 раза.

Существенным изменением, внесённым в проект закона о межбюджетных отношениях, является введение нового вида финансовой помощи – дотаций на стимулирование налогового и экономического потенциала городских округов и муниципальных районов.

Данный вид дотаций формируется за счёт собственных доходов областного бюджета. Участие городских округов и муниципальных районов в получении дотации осуществляется на добровольной основе. Право на получение дотаций определяется на основе достижения таких показателей социально-экономического развития, как: прирост фонда начисленной заработной платы крупных и средних организаций; сокращение недоимки по местным налогам; прирост доходов; динамика величины кредиторской задолженности бюджетных учреждений, финансируемых за счёт местного бюджета.

Указанные средства могут быть переданы в бюджеты городских, сельских поселений в размере не менее 50 процентов.

Кроме того, в соответствии со статьёй 139 Бюджетного кодекса РФ совокупность субсидий, выделяемых местным бюджетам из областного бюджета, образует региональный фонд софинансирования расходов. В связи с чем в средства фонда софинансирования включаются субсидии по развитию общественной инфраструктуры и реформированию муниципальных финансов. При этом в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса любой вид субсидий из областного бюджета должен предусматривать долевое участие средств местного бюджета.

«Все внесённые в законопроект изменения позволят сохранить муниципальным образованиям стабильную налоговую базу, обеспечить выплату основных расходных обязательств муниципальных бюджетных учреждений, что в свою очередь гарантирует получение каждым жителем необходимого объёма бюджетных услуг. Таким образом, действующая система межбюджетных отношений Ульяновской области открыта, прозрачна, чётко реагирующая на изменения, вносимые в бюджетное законодательство, и имеет стимулирующую и активизирующую роль в развитии территорий муниципальных образований», – заявил Алексей Пантелеев.

Документ был утверждён на заседании Правительства и передан для рассмотрения в Законодательное Собрание области.