Но тут вечером минувшей субботы, в так называемый «день молчания», звонит читатель и спрашивает: «А почему меня избирательная комиссия не информирует, кто кандидат на нашем участке?». Вопрос, что называется, в лоб.
«Видите ли, – рассказывает Василий Петрович, – завтра мне идти голосовать. Вот мы с друзьями сели вечерком обсудить, кто ж по нашему округу достоин быть в Законодательном собрании, и тут вдруг обнаруживаем, что не знаем. То есть, каждый что-то слышал по телевидению, видел в газетах, всякие там кандидаты с номерами округов. Кто-то из наших даже списки кандидатов видел по округам в одной из газет. Тогда я и задаю вопрос на засыпку: а кто, мол, скажет, какой у нас округ. И тут выяснилось, что никто не знает. Ладно, говорю, сейчас все узнаем – нам же участковая комиссия разносила по почтовым ящикам приглашения. Там все так чинно написано, уважительно. С именем отчеством, мол, приглашаем вас… приходите…. И адрес даже дан. Нашел это приглашение – жена на самое видное место положила, чтобы не забыть. А там только номер участка. И никакого округа. Друзья расстроились: если сейчас не решим, то завтра все проголосуют, типа, как придется, и получится, что выберем не тех, а потом будем мучиться от того, что единственный раз в четыре года дали нам поуправлять государством, а мы и тут опростоволосились. Можно сказать, долг свой не исполнили. Вдруг я вспомнил, что дочь у меня продвинутая – в Интернете хоть черта лысого найдет – сам свидетель. Ну-ка, говорю, Марин, поищи-ка там у избиркома на их сайте, к какому округу наш дом относится. В общем, дочь исползала всю паутину, но, говорит, ничего не нашла. Участки есть, а округов нету. Вот тогда и решил позвонить вам. Вы, журналисты, все знаете. Подскажите, кто у нас кандидаты!»
Читатель озадачил. У меня и вправду есть списки кандидатов-одномандатников по всем округам. Но номеров избирательных участков там нет. Есть номера участков с домами. Но без названия избирательного округа. Получается заколдованный круг, в котором находится избиратель, не знающий своих кандидатов.
Звоню одному из кандидатов – тот отвечает, что сам пытался выяснить в избиркоме, почему избирателей не извещают, к какому округу относится их участок и из каких кандидатов ему придется делать выбор, но вразумительного ответа так и не получил.
Дозвонился до облизбиркома. Там пояснили, что не обязаны извещать избирателей – это дело самих кандидатов. А хотят граждане знать – пусть, мол, идут на свой участок, там вывешена информация… «Хотят узнать – пусть читают газеты!» – добавил сотрудник облизбиркома.
«А может, это все специально?» – грустно заметил Василий Петрович и положил трубку.
Уверен, что не специально, но то, что от такой постановки вопроса выигрывают партия власти и богатые кандидаты – это точно, потому что избиратель лишен первоначальной информации. Большинство неискушенных в политике избирателей принимают решение о выборе по кандидатам-одномандатникам непосредственно на избирательном участке, пользуясь лишь той информацией, что есть в бюллетене для голосования. Смотрят, кто кем работает, какого возраста, от какой партии… Директоров не очень-то любят, предпринимателей – тоже. К врачам и учителям относятся более лояльно… Имели бы они заранее ту же информацию, что в бюллетене, так хотя бы могли бы целенаправленно искать нужную информацию в тех же газетах, на которые сослался сотрудник избиркома. Но, как уже заметил беспокойный Василий Петрович, в газетах, кроме обещаний кандидатов, никакой информации не найти. В ворохе макулатуры, что ежедневно появлялся в наших почтовых ящиках, в основном красочные листовки и буклеты самых богатых кандидатов, а также тех, кого двигает богатая партия. Остальные – словно за кадром. Так, теперь уже бывший депутат заксобрания Вячеслав Алексейчик, известный своей принципиальностью и явно достойный снова быть представителем народа, не имея, видимо, достаточных средств для красочных буклетов, изначально оказывался в неравных условиях с кандидатом-единороссом Игорем Селиверстовым.
Между тем, в пункте 7 статьи 28 областного закона о выборах депутатов ЗСО однозначно и четко сказано, что «участковая избирательная комиссия обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, областных списках кандидатов на основании сведений, полученных из вышестоящих избирательных комиссий».
Махать кулаками уже поздно, выборы прошли. Во время всей предвыборной кампании избирательные комиссии особо пристально следили за всеми действиями кандидатов (особо досталось независимым и «неединороссовским»). И только избиратель, ради которого все и делается, почему-то остался без их внимания.
Зато есть время у избиркома на то, чтоб что-то пересмотреть в своих внутренних инструкциях, хотя, того, что говорится в законе, вполне достаточно. Нельзя забывать об избирателе. Все-таки он – главное действующее лицо.
Источник: “Новый град Симбирск” от 6 марта 2008 г.