Мэр предложил вернуть городу его первоначальное название
Мэр Ульяновска Сергей Ермаков предложил вернуть городу его историческое имя – Симбирск, о чем сообщил накануне праздника в официальной городской газете, обратившись к горожанам за советом. И тем самым уже разделил город на два лагеря – сторонников и противников переименования.
Готовность номер один
В обращении к горожанам, опубликованном 7 марта в официальной городской газете «Ульяновск сегодня», мэр заявил, что в начале прошлого века «без всяких референдумов партия власти решала, и городам давали имена «вождей»: Ленина, Сталина, Кирова, Куйбышева…». Правда, в 90-е годы, когда многие города вернули себе первоначальные имена, Сергей Ермаков и сам к этому не был готов. Теперь же, считает он, наступило время стабильности, когда пора вернуться к этому: «Волга смыла со своих берегов все имена былых «вождей». Дело за нами – вернемся в семью цивилизованных городов!»
Известно, что до публикации обращение мэра держалось в строгой тайне. Возможно, из-за того, что кто-нибудь мог помешать его появлению. Но как только обращение появилось в печати, весть тут же облетела все российские информационные агентства. Молодежь обсуждает обращение в Интернете, кто-то организовал даже сайт «Ульяновск или Симбирск?» (http://ulyanovsk.name/ ), где рассказано о «подводных» камнях, с которыми придется столкнуться при переименовании города, а также предлагается изложить свое мнение и даже проголосовать. Сайт фактически уже стал первой площадкой для голосования.
В тот же вечер, 7 марта, Сергей Николаевич любезно согласился дать интервью по телефону, в котором пояснил, что это его личная инициатива, ни с кем предварительно он не советовался – ни с губернатором (с которым, как правило, глава областного центра советуется всегда), ни с городской Думой. Сергей Николаевич во время разговора несколько раз сделал акцент на том, что это его самостоятельное решение, позже в разговоре по телефону ту же фразу – «мэр ни с кем не советовался» – повторил председатель гордумы Василий Гвоздев. На мой вопрос, какова будет его реакция, если губернатор будет против, мэр отметил, что «губернатор вправе иметь свое мнение наравне с другими как человек, живущий в этом городе».
Сергей Николаевич считает, что вернуть городу его родное имя правильней всего сейчас, когда исполняется 360 лет со дня основания Симбирска. «Посмотрите, ведь Ульяновску всего восемь десятков лет, а Симбирску почти триста, – сказал он. – Я решил посоветоваться с горожанами и надеюсь, что они меня поддержат. Сам я к этому уже давно готов. Давайте вернемся к своему родному имени. Может, это даже повлияет на сознание горожан и отношение людей к нашему городу».
Несмотря на то, что в своем обращении мэр заявил, что «Волга смыла все имена былых вождей», сам он в разговоре признался, что по-прежнему относится с уважением к великому земляку, и потому считает, что в память о нем область может сохранить название Ульяновской.
Сергей Ермаков не отрицает, что переименование – дело затратное. «Бланки, референдум, но все это городскому бюджету по плечу».
Мнения разделились
В свою очередь, председатель гордумы Василий Гвоздев верит, что затраты можно свести почти к нулю, «если референдум провести одновременно с выборами будущего мэра в декабре 2009 года, а различные бланки можно подготовить и постепенно, если организации будут знать, что это произойдет к определенному сроку». Но ни на референдум, ни на переименование деньги в бюджете не закладывались, так что в любом случае на обсуждение есть еще целый год. Спикер гордумы уверен, что все будет зависеть от мнения горожан, однако отметил, что «ключевым моментом будет позиция губернатора области Сергея Ивановича Морозова». В то же время сам Гвоздев считает, что все: дети, взрослые, города и деревни должны носить свои родные имена. «Нюанс только в том, что всему свое время, – сказал он. – Сергей Николаевич решил, что время совета с населением города наступило. Запустить процедуру обсуждения – сильное решение».
Между тем ульяновская общественность и политбомонд восприняли предложение мэра неоднозначно. Так, председатель реготделения справороссов Николай Доронин уверен, что давно уже пора это сделать, лидер Народно-демократического союза Александр Брагин считает, что «историческую несправедливость надо изменить, прошлое связано с будущим, как назовешь корабль так он и поплывет». По мнению замсекретаря регполитсовета «Единой России» Дмитрия Травкина, надо все соизмерять с экономикой и правовыми проблемами, а потому ни к чему менять имя известного и крупного административного центра, «вот центральный район города пусть вместо Ленинского назовут Симбирским. Это было бы примиряющим решением».
Категорически против переименования лидер областной организации КПРФ Александр Кругликов, заявивший, что «это проявление старческого маразма». «От старого Симбирска все равно уже ничего не осталось, – сказал Кругликов. – Если лишних денег много и нет других забот… Пусть лучше мэр проявит инициативу в очистке города от грязи».
Директор государственного историко-культурного заповедника «Родина Ленина» Александр Зубов, постоянно бьющийся за сохранение исторического облика старого Симбирска, оказался против переименования. «Если считают, что наш город уже процветает, у нас прекрасные дома и отличные дороги, счастливые жители, и для полнейшего счастья надо его переименовать, то пусть его переименуют в город Глупов, потому что на самом деле у нас дорог нет, все разваливается, историческое наследие уничтожается, – сказал директор заповедника. – Это профанация и увод общественного сознания от реальных проблем, повышения тарифов и нищеты… И еще это – дорогое удовольствие. Пусть лучше потратит деньги на то, чтобы заборы покрасить». Того же мнения придерживается и ульяновский краевед Сергей Петров, который еще отметил, что «даже по поводу происхождения названия Симбирск до сих пор продолжаются споры – то ли слово монгольского происхождения, то ли тюркского». То ли вообще – угро-финского. И что оно означает – тоже точно никто не знает: то ли в честь князя Синбира, некогда основавшего этот город в Волжской Болгарии, то ли в переводе с разных языков означает «белая гора», «зеленые горы», «обиталище людей», «горная дорога», «придорожная береза», «семь ветров»…
Есть еще одно мнение – что идею мэра «посоветоваться о возвращении исторического имени» могли заложить в областном правительстве, запустить пробный шар, сделав так, что мэр стал только исполнителем желания региональной власти. Но эта версия распадется, если учесть высказывание одного из высоких чиновников областного правительства, который на условиях анонимности признался, что губернатор оказался в сложной ситуации: с одной стороны он сам говорил, что когда-то к этой теме надо будет вернуться, с другой – смена раскрученного для инвестиционной привлекательности бренда Ульяновска на неизвестный иностранцам бренд Симбирска может привести к новым сложностям в работе с иностранными инвесторами. А жертвовать инвестициями, как известно, областное правительство не будет никогда.
«Семь ветров» или «семь раз отмерь»?
На уже упомянутом сайте «Ульяновск или Симбирск?» итоги голосования на 13 часов вчерашнего дня показывали, что отвечают «однозначно за переименование» 31% посетителей, «однозначно против» – 63%, не определились 3%, отвечают «да, но чтобы не затратно» 3%. Конечно, это далеко не мнение горожан. Лишь довольно молодых «юзеров», которые родились в Ульяновске, а из истории его знают не так уж много.
Но голосование «да» или «нет» не отражает реального мнения. Может быть, среди тех, кто говорит «нет» много горожан, которые не хотят вновь сталкиваться с проблемами вдобавок к обилию застаревших.
Никто же не сказал, а что же произойдет, если решим вернуть городу его родное имя. Правда ли, например, что при переименовании города всем его жителям придется проходить процедуру перерегистрации граждан по месту жительства с проставлением соответствующей печати в паспорте, правда ли, что нужна будет перерегистрация недвижимости и юридических адресов? Проблемы, кстати, ожидают и официальную городскую газету. Не называться же ей «Ульяновск вчера».
«Я вообще-то за возвращение городу исторического имени, – позвонила вчера Валентина Семеновна из Нового города. – Но вспомните, как нам когда-то обещали, что паспорта заменят быстро и безболезненно! Вместо этого мы получили дикие очереди, давку, страшные потери времени. А у многих сейчас его гораздо меньше. Я рано утром уезжаю на роботу, поздно вечером возвращаюсь, да еще и субботы прихватываю, чтобы заработать на жизнь. Думаете, смогу бегать и стоять в очередях ради штампика в паспорте с новым именем города? А ведь это надо будет сделать быстро и всему городу. Народ уже пугается любых реформ и изменений, потому что первыми жертвами их, как показывает опыт, становится сам же народ, ради которого якобы все делается. Ничего во власти не изменилось. Вспомните, что творится с реформой ЖКХ, с нашим здравоохранением и лекарственным обеспечением, с дорогами, на которые чуть ли не впустую под выборы были брошены огромные деньги. Одни только победные реляции на фоне полного отсутствия результатов и заботы о населении. Поэтому сразу говорю: нет, не надо, уж как-нибудь потерпим… Сейчас, когда убедилась в полной профанации идеи ремонта городских дорог, поняла, что и с паспортами будет то же самое. Смогут власти сделать так, чтобы не доставлять населению лишней головной боли? Я не верю».
Дело-то не только во мнении горожан. Даже если они будут «за», готова ли сама власть? Может, и вправду все-таки следовало мэру посоветоваться. Но сначала не с народом и не с губернатором или спикером гордумы – просто со специалистами. Что делать, как, сколько это будет стоить. Как сделать, чтобы населению это не принесло никаких новых проблем. И уже после этого, со всеми выкладками и предлагаемыми планами, выходить к ульяновцам-симбирянам на Большой Городской Совет.
Тем не менее, надо признать уже сейчас одно: Ульяновск, своей леностью, вялостью и соглашательством очень похожий на старый Симбирск, мэром разбужен. Город забурлил и, кажется, перестал быть равнодушным. Возможно, это поможет нам открыто поговорить о многих городских проблемах, раз уж сам мэр захотел выслушать мнения. Только дадут ли возможность сказать все, что накипело, будут ли публиковать эти мнения в официальных газетах – городской и областной, где иные мнения кроме единственного мнения власти не допускаются, где господствовала всегда только одна партия – ЕДИНственная и неповторимая?
С меркантильной точки зрения, оставить все как есть и жить дальше с ленинским именем и брендом, и, вправду, нынче выгодней. И лишних телодвижений не надо делать, что, кстати, свойственно Симбирску. Но имена, данные при рождении, надо беречь. Недаром говорят, что в имени человека заложена его судьба. Наверное, так и с городами бывает. Есть, конечно, люди, которые придумывают себе новые имена, псевдонимы. Так и живут с ними, желая обмануть судьбу (Ленин – тоже?). Есть и другие, что выясняют свою родословную, желая найти и понять свои корни.
Понять, где «вперед», куда нас зовут, можно только тогда, когда знаешь, откуда идешь.
Обсуждение продолжается.
Источник: “Новый град Симбирск” от 13 марта 2008 г.