Красота – это то, что нас окружает. Видим ли? Хотим ли увидеть? Удивиться, понять, стать чище? Задумывались ли вы, как редко случается нам прикоснуться к красоте, что, словно родниковая вода, – напоит, наполнит свежими чувствами, утолит жажду гармонии с миром?

Я знаю, где вы непременно прикоснетесь к красоте. Загадочной, необъяснимой, естественной, полной жизни. То прикосновение – особый дар. И если даром этим владеет художник, значит, все мы, вместе

с ним, сможем стать причастными к красоте.

Такое непременно произойдет, если вы придете в музей современного изобразительного искусства им.А.А. Пластова. Там, в эти мартовские дни, слегка возбуждающие чувства, будоражащие застывшую за зиму кровь, открылась неожиданная выставка. В одном из залов музея – почти незнакомый для многих Пластов. Классик, реалист, гений, знаток русской деревни и ее поэт – жизнелюбивый, признанный, до боли наш. И все-таки – поверьте! – вы не все знаете о великом живописце ХХ века. Поэтому загляните на выставку «НЮ» в творчестве А.А. Пластова». Спасибо внуку великого художника Николаю Николаевичу – поддержал идею наших музейных сотрудников, прислал произведения из семейной коллекции. 23 живописные работы – графика, рисунки, акварели, этюды – и все о ней, Женщине…

Наверное, чтобы рассказать о Прекрасной Женщине, действительно нужно вглядеться, запечатлеть обнаженную натуру. Это вопрос к мужчинам, художникам… Впрочем, к Пластову вопросов не будет.

Пластовская женщина «без одежд» – не идеальна. Она целомудренна так, что щемит сердце. Художник ненавязчиво деликатен и тонок – лица его героинь всегда полускрыты. Но красота – не смазливое лицо, а гармония, которая дана свыше обнаженному женскому телу. И эта гаромния мастера восхищает. И вдохновляет. И завораживает. Как та деревенская красавица, что в предбаннике одевает вымытую до скрипа румяную девчушку. И вы глаз не можете оторвать от мерцания студеной воды в ведре, золота усыпавшей пол соломы, на который стекает золото волос деревенской красавицы. Говорят, Пластов подсмотрел этот кусочек жизни в Прислонихе. Попросил попозировать молодуху. Та отказала – довольно грубовато. Но картина «Весна», «начавшаяся» в 40-е, появилась на свет в середине 50-х. Поразительно: эта Женщина до сей поры смотрится абсолютно современно.

Только вдумайтесь! Все работы в стиле «ню» созданы художником в жесткие, суровые 30-40-е годы. Когда картина «Трактористы» могла рассказывать только об изматывающем, но героическом труде во имя светлого будущего. Пластовские трактористки, вусмерть уработавшись ради этого будущего, просто приходили на берег деревенской речушки помыться в прохладной воде. И художник увидел в каждой из них Женщину. Ту, у которой даже забытая и простенькая подвязка от чулок, украшала ее лучше любого бриллианта.

А теперь представьте или вспомните, как женщины, как тягловые лошади, несли на своих плечах всю тяжесть того времени. Это мы знаем хотя бы по книгам. Но, наверное, не знаем, что несмотря, вопреки и не взирая, они не растеряли то, что женщине даровано природой. Красоту, в которой нет ни капельки фальши, неискренности, лжи. Красоту, которая живет, питается, любовью. А может самой любовью и является…

А Пластов эту женщину не просто увидел. Он видел и хорошо знал ее жизнь, и это тоже была правда – до мелочей. Художник соцреализма за эту правду досталось: «Наши люди в баньках по-черному не моются»! Однако страсти утихли и все встало на свои места.

Сон, Ночь, Обнаженная… Даже в названиях этих пластовских этюдов – непостижимость любви мужчины и женщины, обнаженность души, непосредственность чувств, откровенность мыслей. Бытовые подробности – она снимает рубашку, моет ноги – превращается на наших глазах в некое таинство. Женское тело светится, искрится. Так рождаются произведения искусства. Те, в которых Обнаженная Женщина становится символ вечной жизни.

И ее Красота – не может исчезнуть.