Слова немецкого писателя и философа Новалиса (1772–1801 годы) находят яркое подтверждение на выставке «Детский портрет» в Рериховском центре духовной культуры.
Портреты милых и капризных, веселых и сердитых, беззаботных и сосредоточенных малышей из разных эпох нетолько радуют глаз, нои дают возможность понять, как с течением времени в живописи менялось представление о детстве. Впервые детский портрет как самостоятельный жанр выделился в XV веке, в Средневековье. Эпоха Возрождения сформировала моду на детский портрет. Состоятельные люди заказывали картины с изображением своих детей, дарили портреты друг другу. Характерный почерк художников Возрождения (Тициан, Санти ди Тито) – черный фон полотна и крупное лицо портретируемого.
Голландская живопись XVII века (Якоб Кейп, Герард ван Хонтхорст) внесла новую тему в детский портрет – праздники, игры, торжества. Особую роль играл костюм ребенка. Испанский художник Диего Веласкес рисовал королевских детей на фоне шикарных интерьеров. Один из его знаменитых шедевров — «Инфанта Маргарита». А вот на полотнах голландца Франца Хальса дети изображены всегда за определенным занятием — игрой на музыкальном инструменте, чтением, письмом, рисованием.
Мастер кисти викторианской эпохи и любимец королевы Виктории сэр Эдвин Ландсир (1802 – 1873 годы) своей «Капризной девочкой» совершил революцию в портрете ребенка. До него рисовали ангелочков с нейтральным выражением лица или с улыбкой,он же привнес эмоции — обиду, гнев, задумчивость.
Врусской живописи детские портреты получили широкое распространение в XVIII веке, на полотнах в основном обычные дети. Например, крестьянская девочка Варька у Кирилла Лемоха.
Импрессионизм добавил в направление более демократичные сюжеты («Мать, умывающая ребенка», «Дети на берегу моря» Мэри Касситт).
Эти и другие шедевры можно увидеть на выставке. Обязательно приходите!