Вряд ли есть в структуре городского ЖКХ хозяйство более запущенное, чем лифтовое. А ведь оно относится к самым опасным, а потому требует к себе постоянного внимания, обслуживания и контроля со стороны собственников, эксплуатантов и властей. Но ни того, ни другого, ни третьего многострадальные лифты в Ульяновске, увы, не видят.

Парк стареет…

Впрочем, мы не правы. Надзор за безопасной эксплуатацией лифтов в нашем городе существует. Его производит областное управление Ростехнадзора. Именно этой организации обязаны горожане своим страданием по причине остановки лифтов в их домах. Только остановки эти происходят не по прихоти инспекторов или из-за самодурства их начальников, а исключительно потому, что многие лифты в городе стали просто опасными для жизни, потенциальными убийцами. По данным Ростехнадзора, городской лифтовый парк стремительно стареет. И если в 1997 году лифтов, отработавших нормативный срок службы, было только 43 единицы, в 2000-м – 150, то сегодня в Ульяновске около полутора тысяч лифтов (почти 40% от общего количества) работают за пределами отпущенного им нормативного срока, равного 25 годам. Многие из них подключены к старым диспетчерским пультам, не отвечающим современным требованиям безопасности. То есть такие пульты не обеспечивают ни двухсторонней связи между диспетчером и машинным помещением, ни сигнализации об открытии дверей лифтовой шахты при отсутствии лифта на этаже, ни других необходимых условий. На многих лифтах в жилых домах, скажем, Засвияжья (но и не только!), отсутствуют буферные пружины, выдрано и сдано в цветмет алюминиевое обрамление дверей кабин и шахт, не работает реверсирование дверей. А ведь любое из перечисленных нарушений может привести к самым трагическим последствиям, сопряженным с увечьем и гибелью людей.

… меры не помогают…

Сотрудники Ростехнадзора пытаются – не заставить, нет! – убедить властных чиновников обратить внимание на проблему, но это удается им далеко не всегда. И инспекторы вынуждены приостанавливать работу лифтов по суду, хотя они и знают, какие неудобства это приносит жителям многоэтажных домов, вынужденным пешком подниматься на верхние этажи городских высоток. Например, в декабре прошлого года ими была запрещена эксплуатация лифтов сразу в трех подъездах дома по улице Минаева, 3. Информация об этом стала достоянием гласности через городские СМИ, и властные чиновники города быстренько пообещали выделить средства, необходимые для замены лифтов. Только обещание это так и осталось обещанием, и даже предвыборная пора не помогла их воплощению в жизнь – лифты так никто и не заменил. И то, что четыре чиновника были оштрафованы, тоже, естественно, делу не помогло.

…а страдают люди

Но жильцы дома на улице Минаева далеко не одиноки в горькой участи своего «безлифтового» жития. Уже в этом году решением суда приостановлена работа лифтов в домах №20 и №25 по улице Карла Либкнехта, в домах №12 и №20 по улице Тельмана. По решению суда остались без лифта жильцы дома №85 по улице 12-го Сентября и 84-го дома на Отрадной. В ответ на вопрос, что будет дальше, инспекторы надзорного органа только разводят руками – неизвестно.

Обиднее всего, конечно, что страдать в сложившейся ситуации приходится горожанам, исправно оплачивающим в том числе и пользование лифтом. И чтобы избавить людей от вынужденных мучений, власти необходимо искать выход из сложившейся ситуации.

Выход есть!

В своем обращении к мэру города, датированном 28 марта 2008 года, руководитель областного управления Ростехнадзора А.П. Сторожков прямо говорит, что «мероприятия и графики по устранению нарушений, представленные мэрией, не решают полностью вышеуказанной проблемы». И предлагает пути ее решения: «Нужна целевая программа на уровне администрации города или Правительства Ульяновской области. Необходим четкий и согласованный график по проведению замены и модернизации, а также капитальных ремонтов морально и физически устаревших лифтов и диспетчерских пультов, иначе процесс невмешательства приведет к авариям и несчастным случаям. Программа нужна уже сегодня, т. к. к 2010 году число лифтов с истекшим сроком эксплуатации достигнет 50% от общего количества…»

Добавить к сказанному главой областного управления Ростехнадзора можно только то, что путь, предложенный им для решения проблемы лифтов, – не единственный. И при желании и доброй воле власти найти эти пути нетрудно – опыт привлечения инвесторов в обозначенную в статье сферу в России уже есть. Так что дело за малым – разбудить у властей желание заниматься проблемой лифтов.