До конца года самарская ФПГ уйдет из Самарского региона под нажимом новых губернских властей
Противостояние нового губернатора Самарской области Владимира Артякова, с одной стороны, и влиятельной в Поволжье Группы компаний СОК, с другой стороны, входит в решающую фазу. По сведениям от надежных источников, как в окружении самарского губернатора, так и из Москвы, результатом жесткой политики Артякова должен стать полный и окончательный уход ФПГ из Самарской области с выводом, продажей либо передачей всех ее активов новым собственникам. Согласно уточненным планам, исход СОКа из Самарской области должен завершиться до конца нынешнего года.
Первые шаги по снижению экономической мощи Группы компаний уже предприняты. Стоит напомнить, что СОК фактически выдавили с ДААЗа, которым ранее управляли менеджеры самарской ФПГ. Схожая участь может постигнуть и удмуртское предприятие «ИжАвто». В январе в СМИ активно обсуждалась информация о том, что СОК намерен продать свой единственный автомобилестроительный актив. Покупателем выступает АвтоВАЗ. Все это напоминает спешную распродажу активов и попытку получить живые деньги, пока еще не поздно. Собственно говоря, эту в определенной степени конфиденциальную информацию лишь с большой натяжкой можно отнести к секретам. В СМИ уже неоднократно появлялись предположения о том, что СОК будет вынужден уйти из региона, который в конце прошлого лета возглавил Владимир Артяков. Начать с того, что противоречия между новым главой Самарской области и этой ФПГ с самого начала носили антагонистический характер. Ведь по сути задача, с которой Владимир Артяков был делегирован на должность губернатора, в том и заключалась, чтобы полностью отрезать наиболее авторитетные бизнес-структуры субъекта от участия в игре на местном политическом поле и свести на нет их влияние в регионе. Задача имела ярко выраженный политический подтекст, поскольку увязывалась с целями укрепления вертикали власти, перераспределения контроля над экономикой в пользу государственных структур. Однако особенность такого промышленно развитого региона, как Самарская область, заключается в том, что при буквальном исполнении такой задачи не может быть никаких долговременных компромиссов. А значит, Владимир Артяков заранее был обречен идти до конца в этом конфликте, не считаясь с неизбежными попутными потерями.
Первый тревожный звонок для СОКа прозвенел в 2005 году, когда федеральная власть передала контроль над АвтоВАЗом менеджерам «Рособоронэкспорта», Молниеносная и жесткая операция сорвала планы «соковцев» стать полноправными хозяевами автогиганта. То, что ФПГ находилась к тому времени в двух шагах от установления контроля над флагманом отечественного автопрома, признавали многие эксперты. Менеждеры СОКа занимали ряд ключевых руководящих постов на АвтоВАЗе. Самарская ФПГ контролировала сбыт автозапчастей и автомобилей, обеспечивала поставку до половины деталей на вазовский конвейер. Кроме того, выходцы из Группы занимали высокие должности в администрации города Тольятти. Однако отлаженный механизм взаимодействия частного и государственного бизнеса был пересмотрен. После этого началось поэтапное оттеснение структур СОКа от АвтоВАЗа. Временами наблюдателям казалось, что новый менеджмент автогиганта ограничится тем, что всего лишь урежет аппетиты ФПГ, чтобы не допустить полной экономической зависимости АвтоВАЗа от частного бизнеса. И в самом деле: заводы Группы СОК после смены руководства на АвтоВАЗе продолжили работать на главный тольяттинский конвейер, бесперебойно поставляя сотни видов комплектующих. Однако на самом деле для Владимира Артякова и его команды этот период был всего лишь тактическим перемирием. Сразу и полностью развернуть АвтоВАЗ против основного поставщика было невозможно и неразумно. Но техническое сотрудничество с СОКом не помешало одновременному давлению на ФПГ сразу по нескольким направлениям с целью ослабить ее позиции.
Состояние позиционного и, в общем, вялотекущего конфликта перешло в новую стадию после того, как Владимир Артяков получил губернаторские полномочия. Замена прежнего главы области Константина Титова на ставленника «Рособоронэкспорта» в регионе была воспринята как начало новой эпохи во взаимоотношениях власти и бизнеса. В региональных СМИ появились аналитические публикации о том, что, сконцентрировав в своих руках необходимые политические ресурсы, Артяков немедленно начнет масштабное наступление на излишне самостоятельные ФПГ, включая СОК. Формальных причин для этого накопилось предостаточно. Так, по оценке экспертов, СОК сегодня контролирует Городскую Думу Самары, а бывший вице-президент этой группы -Виталий Ильин – является спикером городского парламента. У всех на слуху прошедшие осенью 2006 года выборы мэра Самары, где при поддержке ряда влиятельных ФПГ, и прежде всего СОКа, победу одержал Виктор Тархов. После этого заметно усилилось влияние Группы компаний в администрации. Ряд ее топ-менеджеров получил высокие должности.
Политологи заговорили о расколе элит в Самарской области, связав эту тенденцию с чересчур укрепившимся влиянием частных бизнес-структур, и в первую очередь -Группы СОК. В такой ситуации новый губернатор Владимир Артяков решил вернуть заметно ослабевшей губернской власти рычаги влияния на политическое поле. Поговаривают, что, взявшись самолично формировать региональный список «Единой России» на выборы в Госдуму, Артяков категорично отсеивал даже тех соискателей мандатов, которые хотя бы теоретически могли быть связаны с «соковцами». Так, например, в списки кандидатов не попал теперь уже бывший депутат Госдумы Владимир Мокрый. Наряду с этим губернатор развернул деятельность и по отстранению от должностей муниципальных чиновников, являвшихся выходцами из СОКа. В ноябре 2007 года, во время визита в Тольятти, Владимир Артяков в жесткой и непривычной для себя эмоциональной манере взялся распекать вице-мэра Автограда по строительству, архитектуре и земельным ресурсам Владимира Бондаренко, который ранее долгое время работал топ-менджером на различных предприятиях Группы СОК. В результате Бондаренко написал заявление с просьбой освободить его от занимаемой должности по собственному желанию. Эксперты спорят о руке губернских властей и в скандальной истории с отстранением от должности и возбуждением уголовного дела в отношении заместителя мэра Самары и руководителя департамента имущества – Виктора Абрамова, – который был обвинен в злоупотреблении полномочиями при проведении аукциона по продаже городской недвижимости. Известно, что Абрамов также ранее работал в структурах СОКа.
В то же время в Самарской области не утихает дискуссия по поводу новых назначений в мэрии г. Тольятти. Напомним, что 2 марта во втором по значению, городе Самарской области прошли выборы мэра, на которых победил Анатолий Пушков (креатура «Рособоронэкспорта» и губернатора Артякова). На прошедшей неделе стало известно о первых назначениях в тольяттинской мэрии. Как пишет деловое издание «Самарское обозрение», один из ключевых постов в новой мэрии – руководителя аппарата мэрии в ранге зам главы – занял экс-менеджер завода «ИжАвто», входящего в СОК, – Вадим Соколов. Ранее он уже работал в тольяттинской мэрии в ранге руководителя управления внешнеэкономических связей. Похоже, что СОКу действительно нечего терять, и он пошел на открытый конфликт с действующей губернской властью, делегировав своего человека в мэрию. И это – несмотря на все действия губернатора Артякова, направленные на отстранение местных ФПГ от процесса влияния на политические процессы в области.
Впрочем, как отмечают некоторые эксперты, СОК очень гибкая структура и ее менеджеры привыкли добиваться поставленных целей. В качестве примера можно привести долгоиграющий конфликт с экс-главой Самары Георгием Лиманским, с которым «соковцы» начали воевать еще в 2004 году. Как известно, этот конфликт закончился поражением Лиманского, который проиграл выборы нынешнему мэру Виктору Тархову. Фактически Лиман-ский канул в политическое небытие. Еще один показательный пример: долгое противостояние СОКа с экс-губернатором Самарской области Константином Титовым. В данном случае самарскую Группу также можно условно назвать победителем, так как задачу по уходу своего оппонента они решили. В результате Титов «ушел на повышение» в Москву, заняв пост сенатора от Самарского региона.
В то же время ситуация после прихода Артякова изменилась. Итоги оттеснения «соковцев» от политических процессов в регионе уже проявились. Так, в отличие от прошлых лет влияние этой ФПГ практически не ощущалось во время минувшей кампании по выборам мэра Тольятти, где победу уверенно одержал главный инженер АвтоВАЗа Анатолий Пушков, поддержанный реготделением «Единой России» и губернатором Артяковым. И уж тем более СОК была лишена всяческих инструментов влияния на ход региональной кампании по выборам президента РФ. Некоторые эксперты также свидетельствуют о продолжающемся значительном снижении Группой своего политического влияния. Серьезно ослабли, если не сказать сошли на нет, и лоббистские возможности СОКа. Если еще какое-то время назад эта ФПГ имела достаточно крепкие связи в федеральном центре, позволявшие отстаивать интересы бизнеса в сложных ситуациях и умело реагировать на попытки давления, то сейчас положение отчетливо изменилось. Похоже, что в этот раз интуиция изменила владельцу Группы компаний СОК Юрию Качмазову и простыми проблемами ФПГ не отделаться. Речь идет о более серьезных вещах. Именно с этим связано постепенное сворачивание и распродажа своего бизнеса.
Все это означает намечающееся не только в Самарской области, но и в соседних поволжских регионах серьезное переформатирование вопросов внутриэкономичес-кой политики. Практически предрешенный уход Группы СОК из Самарской области, а также неясность судьбы ее активов, в том числе в Ульяновской, Саратовской, Пензенской и других областях, вне сомнения, приведет к значительным переменам в социально-экономической повестке дня. Не подлежит сомнению и то, что образовавшийся вакуум придется заполнять, чтобы не нарушить поступательного развития регионов и хода выполнения приоритетных национальных проектов. Для этого и новому самарскому губернатору Владимиру Артякову, и его коллегам из соседних субъектов предстоит сложная и многогранная работа по точечной настройке обновленного экономического механизма, считают эксерты.