Все знают, что нашим домам нужны деньги на капремонт. Большинство слышало плач чиновников и депутатов о недостатке средств на ЖКХ. Но мало кто догадывается: Ульяновск может «пролететь» мимо почти полутора миллиардов рублей, приготовленных для нашего города Правительством…
Передача жилых домов в управление жителям началась в начале 2005 года. Мы, в соответствии с Жилищным Кодексом, должны были выбрать одну из трёх форм управления многоквартирными домами: управление с помощью управляющей компании (УК), товариществом собственников жилья (ТСЖ) или непосредственное управление. Выбор способа управления сопровождался массовым недовольством: почему государство отдает нам дома в отвратительном состоянии?! Ведь капремонт не проводился по нескольку десятков лет, а текущий видели немногочисленные счастливчики…
Деньги дают, но взять не могут
Но вот в 2007 году государство решило «исправиться» и выделить 240 млрд. руб. на капремонт и переселение из аварийных домов. В июле 2007-го вступил в силу федеральный закон №185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». По этому закону в течение четырех лет Ульяновская область может получить более 2,4 млрд. руб. Денег этих, конечно, не хватит на весь необходимый ремонт и переселение. Но и за то «спасибо». Хотя, за что? Ведь деньги эти – наши, только переданные в федеральный бюджет…
Закон №185 дает деньги на капремонт, но при определенных условиях (условия, как вы поняли, были известны еще летом 2007 года). Одно из основных условий – наличие определенной доли многоквартирных домов, которые управляются либо частными УК, либо ТСЖ. Но ульяновские власти обратили внимание на эти условия только в начале 2008 года. Пик внимания пришелся на февраль-апрель. И оказалось, что Ульяновск реально может «пролететь» над миллиардом, как фанера над Парижем.
Вот несколько цитат из официальных сообщений. Гордума Ульяновска 28 февраля сообщает: «Согласно федеральному закону «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в ТСЖ должно войти 5% от общего количества жилых домов. Только при таком условии Ульяновская область может рассчитывать на финансирование из фонда. На сегодня эта цифра по городу составляет около 3,8% (!)». То есть доли ТСЖ не хватает…
1 апреля на пресс-конференции в мэрии было отмечено: «При необходимости для подачи заявки на федеральную поддержку в 2500 домов, на сегодня таких домов 1370 (!). ТСЖ стали формой управления для 179 из 204 необходимых домов». И ТСЖ не хватает, и домов в управлении частных УК…
В общем, в условия для получения федеральных денег Ульяновск не вписывается. Хоть из штанов выпрыгивай. И городская, и областная власти последние два месяца пытаются «уговорить» горожан активнее выбирать способ управления домами. Причем, усиленно агитируют за ТСЖ.
Но. Парадокс. Дело в том, что выбор способа управления домами закончился (по закону) еще 1 января 2008 года! Так что, агитация «выбирать» (как и выбор способа управления) – по меньшей мере, противозаконна. Больше того, до 1 мая 2008 года должны завершиться конкурсы, которые организует мэрия среди УК, на передачу в управление домов, в которых способ управления самими жильцами не выбран.
Налицо – невозможность рассчитывать Ульяновску на миллиард. И деньги есть, и взять не можем. А Челябинская область, например, уже не только взяла деньги в фонде, но отчиталась об их распределении. Тамбовская, Томская, Ростовская области в ближайшее время получат 2,2 млрд. рублей…
«Экипаж»
У каждого поступка есть имя. В конечном итоге, за сложившуюся ситуация отвечают мэр Ульяновска Сергей Ермаков, председатель гордумы Василий Гвоздев, губернатор Сергей Морозов, председатель заксобрания Борис Зотов. Но есть и «стрелочники». Впрочем, не такие уж и безобидные.
Например, Андрей Пашенцев, начинавший в 2005 году тихое распределение жилфонда города между УК в должности исполняющего обязанности заммэра Ульяновска. (Сегодня Пашенцев – замминистра топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов правительства области). Именно при нем был запущен непрозрачный механизм выбора способа управления домами и «распределения» домов между УК.
В комитете ЖКХ мэрии выбором способа управления «рулил» Владимир Еремин (недавно ушедший с этой должности).
В гордуме с того самого, 2005 года, сложилось лобби из нескольких депутатов, «помогавших» взять в управление некоторым УК не самый плохой жилфонд.
Юрий Гаранин, житель Нижнего Новгорода, почти год проработавший в должности исполняющего обязанности заместителя мэра Ульяновска, стал главным «затейником» в создании частных УК, учрежденных ульяновскими муниципальными предприятиями. Эти частные УК – районные «Домоуправляющие компании» (ДУКи) – создавались по образу и подобию нижегородских. Впрочем, разницы между ДУКами и муниципальными УК практически никакой. И их возглавляют те же директора, что и в муниципальных УК, сидящие на двух стульях…
В общем, весь процесс выбора был направлен на то, чтобы жилфонд ушел только «своим», лоббируемым УК. Конечно, есть в Ульяновске частные УК, получившие дома в управление вопреки стремлениям «отцов» коммунальной реформы… Но таких чрезвычайно мало.
Областной закон о концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса, принятый весной 2006 года, так и остался на бумаге. Чего только в этом законе не написано о ТСЖ! И что ТСЖ – «один из эффективных способов защиты прав собственников жилья», что нужно активизировать процесс создания ТСЖ, упростить процесс их создания, организовать методические центры по содействию работы ТСЖ, «поддержать», «сформировать» и прочая… В реальности – плевать хотела городская власть на ТСЖ. Были даже случаи, когда администрация прикрывала незаконные действия ДУКов, пытавшихся не дать жителям перейти в ТСЖ. Сейчас же мэрия хочет, чтобы ТСЖ стало больше.
В итоге, рожденные властью УК занялись тупым сбором денег с жильцов, и, как и власть, подавляющее большинство управляющих компаний о 185-ом законе «узнали» недавно. Правда, есть УК, которые еще осенью 2007 года провели в соответствии с требованиями закона собрания жильцов по капремонту. Но. Если Ульяновск в целом не проходит по требованиям 185-го закона, то и домам этих УК федеральные деньги на капремонт не светят…
Постскриптум
Так что уговаривать ульяновцев «быстренько» создавать ТСЖ, выбирать УК для управления домами, чтобы «пройти» по 185-у закону, на мой взгляд, затея бесполезная и грустная. Даже если кто-то надумает создать или выбрать, то за оставшиеся до 1 мая три недели вряд ли успеет.
Какой выход? Неужели мэрия упустит миллиард с лишним? А, может, она подтасует данные? Или надеется, что центр «войдет в положение» и внесет какие-то изменения в закон? Но пока. Пока – как фанера над Парижем. Импотенция…
Источник: “Новый град Симбирск” №14 от 10 апреля 2008 г.