Вчера в Ульяновске получил развитие скандал, связанный с возведением на территории государственного историко-мемориального заповедника «Родина Ленина» пятиэтажного здания. Работы проводятся, несмотря на то, что во вторник и.о. мэра города Александр Букин отозвал постановление о строительстве там двухэтажного реабилитационного центра в связи с нарушением федерального закона «Об объектах культурного наследия». Наблюдатели и представители заповедника просят губернатора области Сергея Морозова разобраться в ситуации и указывают на то, что происходящее похоже на аферу.

В Ульяновске развивается скандал, связанный со строительством некоего объекта на территории государственного историко-мемориального заповедника «Родина Ленина», являющегося заповедной историко-архитектурной зоной в центре города. В минувший понедельник на место проведения работ прибыл директор заповедника Александр Зубов. Когда он попытался пройти на стройку, чтобы разобраться в происходящем, охранники компании «Циклон» категорически отказывались пускать директора на объект и, применяя силу, даже порвали ему пиджак. Вслед за господином Зубовым в заповедник приехал депутат заксобрания области коммунист Александр Кругликов, а затем — мэр Ульяновска Сергей Ермаков и его первый заместитель Александр Букин с главным архитектором Натальей Клейменовой. Мэр потребовал от строителей приостановить работы. Во вторник и.о. главы города Александр Букин своим постановлением отозвал выданное прежде разрешение на строительство в заповедной зоне «в связи с нарушением федерального закона «Об объектах культурного наследия». Однако вчера строительство продолжилось. Как объяснил „Ъ“ в телефонном разговоре находящийся в командировке Сергей Ермаков, «там все законно». Мэр сказал, что у него «вопросов к этому строительству нет».

По данным „Ъ“, строительные работы на территории заповедника ведет предприниматель Сергей Куклев. Осенью 2006 года мэрия выдала ему разрешение на возведение в этой зоне реабилитационного центра. По словам Александра Кругликова, для получения разрешения предпринимателем использовалась странная, но, видимо, «отработанная схема». Сначала он получил от горадминистрации разрешение на строительство, потом обратился в БТИ как собственник «незавершенного строительством реабилитационно-оздоровительного центра», хотя на пустыре еще вообще ничего не было, зарегистрировал недвижимость «площадью ноль квадратных метров», получил справку и с ней обратился в региональное мингосимущества за разрешением на аренду земельного участка. В феврале этого года договор на аренду был подписан.

«Когда мэрия выдала разрешение на строительство, мы отметили, что это возможно, но только в соответствии с общим видом прилегающей территории, — отметил директор заповедника. — Здание должно было быть выдержано в соответствующем архитектурном стиле и иметь не более двух этажей». Вместо этого, по словам господина Зубова, был подготовлен проект трехэтажного здания высотой 12,5 метра — с пятиэтажный дом, — против чего категорически и протестует господин Зубов. Он отмечает, что недопустимо присутствие такого монстра рядом с историческими зданиями, и считает, что строительство возможно только в случае приведения проекта в соответствие с требованиями заповедника.

«Все намного сложней, чем кажется на первый взгляд», — утверждает Александр Кругликов. Вчера он направил губернатору области Сергею Морозову письмо, в котором заявил о недопустимости продолжения строительных работ в заповедной зоне. «Интересно знать, на какую сумму мэрия пополнила городскую казну за счет сделки на нулевую собственность?» — интересуется он. Депутат недоумевает по поводу того, что мэр, в марте предложивший вернуть Ульяновску его родное имя Симбирск, не заботится о сохранении исторического облика города. Господин Кругликов напомнил, что в 2005 году, когда заповедник предложил восстановить за счет федеральных средств на своей территории по сохранившимся в архивах чертежам историческое здание, Сергей Ермаков даже не ответил на обращение. Также осталось без ответа и письмо Александра Зубова к мэру с просьбой отменить разрешение на строительство реабилитационно-оздоровительного центра.

В заповеднике отмечают, что попытки застройщиков перестроить памятники архитектуры или поставить рядом с ними невообразимых монстров повторяются с завидной регулярностью. В нескольких случаях через суд и прокуратуру заповеднику удалось отстоять требования законодательства об охране исторического наследия. Последним скандальным случаем был уже удовлетворенный судом иск заповедника о необходимости снести два этажа здания, построенного рядом с домом-«теремком», претендующим на одно из российских чудес света.

«Подобная практика землепользования и застройки стала в Ульяновске печальной традицией, — отмечает Александр Кругликов. — Строительство различных объектов зачастую начинается и ведется без оформления необходимых документов и разрешений и даже без проектов, а незаконно построенные объекты оформляются задним числом». По его словам, ситуация с оформлением участка «похожа на аферу, которая может быть сопряжена с определенной мздой».

Получить комментарий Сергея Куклева „Ъ“ вчера не удалось.